Цветовая гамма
Размер шрифта
Изображения

Выступление министра на выездном заседании Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Госдумы РФ в г. Оренбурге 26 июня 2017 года

Добрый день, уважаемые коллеги !

Министерство территориального развития Камчатского края, которое я возглавляю, является исполнительным органом государственной власти края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики в сфере местного самоуправления, административно-территориального устройства края и развития территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Камчатском крае.

В настоящее время в Камчатском крае образовано 47 сельских поселений, из которых 12 включают в себя в целом 36 сельских населенных пунктов. Кроме того, на межселенных территориях 4 муниципальных районов расположено 6 сельских населенных пунктов. При этом, большинство поселений имеют незначительное удаление друг от друга (1-5 км) и регулярное транспортное сообщение.

Во всех сельских населенных пунктах поселений в Камчатском крае органами местного самоуправления на постоянной основе проводится работа, направленная на участие населения в решении вопросов местного значения.

 В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» население этих муниципальных образований участвует в решении вопросов местного значения посредствам собраний (конференций) граждан, публичных слушаний, опросов граждан, осуществлении деятельности в рамках территориальных общественных самоуправлений, добровольных пожарных объединений, народных дружин.

Таким образом, предусмотренные федеральным законодательством формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления являются достаточно эффективными.

Кроме того, в Камчатском крае во всех населенных пунктах поселений на постоянной основе работают представители органов местного самоуправления местных администраций, которые успешно взаимодействуют с населением, органами местного самоуправления и органами государственной власти.

Например, в администрации Пенжинского муниципального района создан отдел по работе с сельскими населенными пунктами, расположенными на территории района. Рабочие места работников отдела находятся соответственно в селах Оклан и Парень.  

На межселенной территории в селе Ичинском Соболевского муниципального района проживет и работает главный специалист-эксперт по вопросам местного самоуправления управления делами администрации Соболевского муниципального района.

Вопросы введения на территории Камчатского края института старост рассматривался исполнительными органами государственной власти края по инициативе Главного управления МЧС России по Камчатскому краю.

В текущем году Министерством территориального развития Камчатского края рассмотрены два проекта закона Камчатского края «О сельских старостах в Камчатском крае» и доработанный после отрицательного заключения проект «О содействии развитию на части территории муниципальных образований Камчатского края иных форм местного самоуправления» (далее – законопроекты).

Законопроектами предлагалось ввести выборную должность сельского старосты в населенных пунктах, не являющихся административными центрами поселений, а также ввести общественные советы, избираемые на собрании жителей.

При этом первым законопроектом устанавливалось, что институт сельских старост вводится для оказания содействия органам местного самоуправления сельских поселений не только в сфере благоустройства территории, жилищно-коммунального хозяйства, но и для предупреждения угрозы и ликвидации чрезвычайных ситуаций, быстрого реагирования на возможные происшествия и аварии, оказания содействия по обеспечению мер пожарной безопасности.

Вместе с тем федеральным законодательством в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не предусмотрен такой субъект правоотношений как сельский староста либо общественный совет.

Органы местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» самостоятельно осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях (ч.2 ст.11).

Законопроектами для сельского старосты предусматривались компенсационные выплаты, которые являются расходным обязательством сельских поселений и осуществляются ежеквартально из средств местного бюджета, в порядке, определяемом представительным органом муниципального района

В Камчатском крае все муниципальные образования являются высокодотационными. В связи с чем, возникает вопрос, не приведут ли дополнительные расходы дотационных местных бюджетов, финансирующих институт старост к социально-экономической напряженности в указанных поселениях.

По результатам рассмотрения законопроектов у Министерства имелись к ним замечания, как концептуального характера, так и правового характера, в связи с чем законопроекты Министерством поддержаны не были.

В процессе обсуждения введения института старост возникает ряд вопросов.

Не приведет ли введение института старост к двоевластию в поселениях и возникновению конфликтных ситуаций с должностными лицами органов местного самоуправления? Так, в представленных нам проектах старосте предоставлялось право проводить общие собрания жителей поселений, обращаться непосредственно к высшему должностному лицу субъекта РФ. При этом не регламентировалось, что на собраниях обязательно присутствует глава (глава администрации) муниципального образования. Не станет ли староста проводить собственную политику, отличную от политики должностных лиц органов местного самоуправления.

Не подменит ли институт старост обязанности муниципальных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований по решению ими вопросов местного значения, в том числе по участию в предупреждении угрозы чрезвычайных ситуаций, быстрого реагирования на возможные происшествия и аварии.

Не породит ли введение данного института завышенные ожидания положительного результата у граждан и должностных лиц.

Нужно ли вводить сельских старост в небольшие муниципальные образования в которых проживает от 100 до 300 жителей.

Считаю в случае принятия решения о введении института старост законодательно необходимо установить основные требования к личности старосты и возраст (во многих нормативных правовых актах этот возраст установлен 18 лет, что не согласуется со термином «сельский староста»).

Также следует определить случаи, при наступлении которых староста досрочно слагает свои полномочия и что это оформляется решением представительного органа в установленный срок.

 

Спасибо за внимание!