Цветовая гамма
Размер шрифта
Изображения

Информация о состоянии территориального общественного самоуправления в Камчатском крае

Создание условий для вовлечения населения в решение вопросов местного значения является сегодня одним из приоритетов государственной политики в сфере местного самоуправления. 
Нужно вернуть гражданину чувство хозяина, привлечь население к решению местных проблем, преодолеть пассивность и иждивенческие настроения.  
Цель ТОС решение проблем и вопросов местного значения, благоустройство своей территории и, как следствие, повышение уровня и качества жизни населения.
ТОС обеспечивает связь общества с органами местного самоуправления, а через них с государством. Действуя по принципу "снизу вверх", ТОС является проводником народной инициативы.
Как вы знаете правовые основы деятельности ТОС установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно статье 27 данного закона, территориальное общественное самоуправление самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
В последнее время органы государственной власти страны отводят вопросам создания и деятельности ТОС важное значение. 
Так, вопросы развития территориального общественного самоуправления (ТОСов) и привлечения граждан к деятельности по благоустройству территорий муниципальных образований включены в Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 5 августа 2017 года. 
При этом, в нашем крае реализация данного направления находится на низком уровне, в связи с чем Контрольным Управлением Президента РФ Камчатский край по вопросу реализации решений, указанных в перечне поручений, оставлен на контроле. 
Анализируя деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае по развитию на своих территориях территориального общественного самоуправления, можно отметить следующее.
В настоящее время в Камчатском крае созданы всего 5 ТОС, из них 4 в Петропавловск-Камчатском городском округе (1 ТОС зарегистрирован как юридическое лицо) и 1 в Елизовском городском поселении (без регистрации юридического лица).
Статьей 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления должны принять нормативные правовые акты, которыми установить:
- порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления; 
-  порядок регистрации уставов ТОС;
- а также порядок и условия выделения необходимых средств из местного бюджета для их поддержки.
Как следует из закона, данные порядки могут определятся уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа. 
На сегодняшний день уставы практически всех муниципальных образований содержат только текст статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с чем вышеуказанные порядки ими не установлены.
В соответствии с информацией, поступившей в Министерство при подготовке к данному заседанию, нормативные правовые в сфере ТОС приняты только в 10 муниципальных образованиях, а именно: в 2014 году Петропавловск-Камчатским городским округом, в 2010 году Елизовским городским поселением и Николаевским сельским поселением, в 2005 году Олюторским муниципальным районом, в 2006 и 2007 году сельскими поселениями Средние Пахачи и Апука, в 2019 году Анавгайским и Мильковским сельскими поселениями, а также поселениями Пахачи и Ачайваям. 
В 2002 году, т.е до принятия Федерального закона № 131-ФЗ порядок о ТОС принят Пионерским сельским поселением. 
Таким образом, правовая база для образования ТОС большинством муниципальных образований не создана.
При анализе исполнения поручений Президента РФ Министерством установлено, что в 2017 и 2018 годах, а также по поступившей информации в 2019 году ни одно муниципальное образование не оказало какой- либо поддержки ни одному ТОС. 
Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления вправе оказывать ТОСам как финансовую поддержку (гранты, субсидии), так и поддержку в форме обучающих семинаров, конференций и совещаний по тематике ТОС.
Министерство в рамках своих полномочий оказывает методическую помощь органам местного самоуправления и ТОСам, разрабатывая и размещая на своем сайте методические материалы по созданию и организации деятельности ТОС. 
Так, на странице Министерства создан раздел «в помощь главам муниципальных образований», в котором размещен подраздел «О ТОС», содержащий материалы:
- «в помощь руководителю ТОС», 
- «ТОС как основа развития территорий»;
- пошаговая инструкция создания ТОС; 
- сборник материалов от 26.06.2018 о ТОС;
- модельное решение представительного органа «О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании», которое содержит все необходимые к принятию порядки. 
Согласно закону ТОС образовывается гражданами в пределах территории их проживания, т.е. подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; и иные территории проживания граждан.
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации его устава.
Отсутствие муниципальных актов, устанавливающих порядок регистрации уставов и деятельности ТОС препятствует их созданию. 
Кроме того, не способствует активизации данного направления деятельности отсутствие информированности граждан о возможности создания ТОС.
Органам местного самоуправления необходимо:
- создать базовые условия для формирования ТОС, а именно: 
правовые, информационно-методические, организационные.
    - осуществлять широкое информирование населения о ТОСе и возможностях участия в нем, 
    - проводить работу с потенциальными лидерами и активом ТОС, оказывать им консультационную, методическую и юридическую помощь, а также помощь в решении организационных задач по формированию ТОС;
    - сформировать механизм поддержки деятельности ТОС на местном уровне.
Общеизвестно, что территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. 
Таким образом, в рамках муниципальных программ органы местного самоуправления могут оказывать поддержку ТОСам, являющимися некоммерческими организациями.
Кроме того, в целях активизации данной работы предлагаем организационную поддержку ТОС возложить на Ассоциацию «Совет муниципальных образований Камчатского края», при которой создать Координационный совет территориального общественного самоуправления, в который включить представителей ТОС от каждого муниципалитета. 
Основной задачей данного Координационного совета определить создание условий для эффективной совместной работы ТОС и органов местного самоуправления.
Помимо этого, в каждом муниципальном районе и городском округе, на территории которых действует ТОС, следует определить кураторов, которые будут оказывать реальную поддержку ТОСам по решению текущих вопросов по взаимодействию с муниципалитетами.