Цветовая гамма
Размер шрифта
Изображения

Доклад министра об итогах деятельности административных комиссий муниципальных образованиях в Камчатском крае в 2016 году на совещании 22 марта 2017 года с органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и членами административных комиссий

Сегодня представилась возможность обсудить итоги деятельности административных комиссий муниципальных образований в Камчатском крае в 2016 году по исполнению государственных полномочий, в части привлечения лиц к административной ответственности, предусмотренной Законом Камчатского края от 19.12.2008 № 209 «Об административных правонарушениях».  

С момента проведения последнего совещания на данную тему существенно изменилось законодательство Камчатского края об административных правонарушениях.

Так, после принятия Федерального закона «О полиции» прекратила свою деятельность милиция общественной безопасности, финансирование которой осуществлялось за счет средств краевого и местных бюджетов, и которая имела полномочия на составление протоколов за совершение административных правонарушений, ответственность за которые была установлена краевым законом.  

В связи с изменениями федерального законодательства субъект Российской Федерации был лишен права возлагать своим законом исполнение каких-либо полномочий на органы полиции, являющиеся федеральной структурой. В связи с чем в Закон Камчатского края «Об административных правонарушениях» в 2014 году внесены изменения, которыми исключены полномочия сотрудников полиции по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных краевым законом.

Таким образом, с 2014 года протоколы об административных правонарушениях по 9 составам, предусмотренным Законом Камчатского края «Об административных правонарушениях», составляют уполномоченные должностные лица соответствующих органов местного самоуправления.

В связи с чем эффективность деятельности административных комиссий полностью зависит от слаженной работы ее членов и должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований.

Проанализировав, представленные вами отчеты, считаю важным сказать следующее.

В 2016 году для реализации Закона Камчатского края от 10.12.2007 № 711 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями Камчатского края по вопросам создания административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законом края» Министерством территориального развития Камчатского края местным бюджетам предоставлена субвенцию в сумме более 3 235 тыс. рублей (3 235 880 ), которая превысила субвенцию, предоставленную в 2015 году, на 10,6% (2 924 390).

При этом в целом по краю соотношение суммы взысканных штрафов к объему затраченных средств краевого бюджета на содержание административных комиссий в 2015 году составил 147%, (взыскано штрафов 4 293 130 рублей), а в 2016 - 100% (3 247 500 руб.).

С учетом сведений, содержащихся в отчетах муниципальных образований, можно сделать вывод о том, что эффективность работы административных комиссий в целом по краю низкая.

100% покрытие бюджетных затрат фактически обеспечивают Петропавловск-Камчатский, Елизовский и Мильковский муниципальные районы.

Покрытие бюджетных затрат от 5 до 39 процентов обеспечивает 14 сельских поселений, от 40 до 100 процентов – 7 сельских поселений.

Нулевая результативность работы административных комиссий установлена в 31 сельском поселении края.

В 2016 году в целом возбуждено административными комиссиями, а также поступило на рассмотрение 1908 материалов и дел, что на 24 единицы меньше, чем в 2015 году (2016-1908/2015- 1932).

При этом количество дел, возбужденных административными комиссиями городских округов и поселений в 2016 году по сравнению в 2015 осталось на прежнем уровне (1788 /1788), а количество материалов, направленных органами полиции (2016-42, 2015–47) снизилось на 10% постановлений прокуроров на 24% (78/97).

Следует обратить внимание, что в 2016 году снижена результативность работы административных комиссий Вилючинского и Петропавловск-Камчатского городских округов, на территории которых проживает большая часть населения.

Так, административной комиссией Вилючинска возбуждено на 29% дел меньше, чем в 2015 году, комиссией Петропавловска-Камчатского на 11%, что в цифровом выражении составляет в 59 и 95 дел соответственно.

При этом поселениями возбуждено на 22% дел больше, чем 2015 году (2015- 697 дел, 2016- 853), что составляет 156 дел.

Стабильно работают административные комиссии Елизовского городского поселения и Усть-Камчатского сельского поселения (43/83).

Улучшили показатели своей работы административные комиссии Мильковского (30/43), Паратунского (3/42) и Пионерского (32/41) сельских поселений, сел Тигиль (8/18) и Седанка (3/10),

В 2016 году заработали административные комиссии сел Усть-Хайрюзово (0/10), Ковран (0/4), которые ранее имели нулевые показатели.

В свою очередь, в Николаевском сельском поселении, сельских поселениях Тымлат, Кострома, Вывенка, Ильпырское, Апука, Хаилино, Каменское, Воямполка и Хайрюзово не возбуждено ни одного дела.

Данные показатели, указывают на халатное отношение глав озвученных муниципальных образований и членов административных комиссий по исполнению государственных полномочий, что недопустимо.

В связи с чем призываю глав муниципальных образований взять под свой личный контроль вопрос активизации деятельности административных комиссий в текущем году.

Кроме того, обращаю внимание, что Законом Камчатского края «Об административных правонарушениях» должностным лицам органов местного самоуправления предоставлена возможность привлекать виновных к административной ответственности по 8 составам административных правонарушений.

Вместе с тем административными комиссиями используются только 5 статей краевого закона.

В основном в 2015-2016 годах протоколы составлялись по двум статьям:

статье 4 - нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, по которой количество дел практически осталось на прежнем уровне (2015 -913, 2016 -903);

статье 10 - нарушение правил благоустройства, по которой количество дел, возросло с 868 в 2015 году до 905 в 2016 (37 дел).

Снизилось количество дел с 96 дел до 50, возбужденных по статье 9 (остановка или стоянка транспортных средств), а также по статье 7.8 с 16 до 9, за нарушение требований по размещению предупредительной информации при входе на объекты, в которых не допускается или ограничивается нахождение детей.

При этом увеличилось с 1 до 12 количество дел, возбужденных по статье 10.1 за нарушение правил землепользования и застройки.

         Как следует из представленных отчетов у административных комиссий отсутствует практика привлечения к ответственности за нарушение требований к организации торговли на рынках (статья 11), за размещение нестационарных торговых объектов с нарушением схемы их размещения (статья 11.1).

Кроме того, необходимо обратить внимание, что как в 2015, так и в 2016 году неправомерно, в нарушение закона, административными комиссиями осуществлялось производство по делам и граждане привлекались к ответственности по составам, предусмотренным статьями 8 и 12 Закона Камчатского края «Об административных правонарушениях» (нарушение правил содержания собак и кошек, а также за выпас животных), которые в 2014 году утратили силу.

При этом количество материалов и дел за нарушение правил содержания собак и кошек в 2016 году возросло с 16 до 28.

Так, в нарушение федерального и регионального законодательства в соответствии с данной статьей административная комиссия Крутогоровского сельского поселения незаконно привлекла к ответственности 9 граждан.

Вместе с тем в соответствии со статьями 1.5 и 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Следует помнить, что в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (статья 24.5.КоАП)

При этом разъясняю, что производство по делу об административном правонарушении возбуждается должностным лицом путем составления протокола об административном правонарушении.

Таким образом, поступивший материал подлежит возврату лицу его направившему, а в случае если составлен протокол, производство по делу прекращается.

В 2016 году административными комиссиями рассмотрено 1872 дела (2015 – 1911 меньше на 39). По результатам рассмотрения 1368 граждан (1531 меньше на 163) привлечены к административной ответственности в виде штрафа, 44 (27) объявлено предупреждение.

При этом, анализируя представленные отчеты, следует обратить внимание на значительное количество прекращенных производств. Так, из рассмотренных в 2016 году 1872 дел прекращено 23%, что составляет 430 дел.

В 2015 году процент прекращенных производств был ниже и составил 18 (342 от 1911 дел).

Например, административной комиссией Елизовского городского поселения из 372 дел прекращено 150, Пионерского сельского поселения из 43 дел прекращено 32, Октябрьского сельского поселения из 16 прекращено 13, Усть-Большерецкого сельского поселения из 15 прекращено 9, административными комиссиями села Тиличики из 20 прекращено 12, Средние Пахачи из 13 дел прекращено 11.

При этом согласно отчету все материалы и дела, не имеющие перспектив для реализации, инициированы самими органами местного самоуправления вышеуказанных муниципальных образований.

В 2016 году 50 (в 2015 – 48) решений административных комиссий обжаловано в судебном порядке либо опротестовано прокурорами, из которых 12 решений оставлено судом в силе.

В большинстве случаев постановления отменяются в связи с тем, что в них не указано время и место совершения правонарушения, конкретная часть статьи по которой квалифицированы действия гражданина, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Комиссиями принимаются решения о наказании по истечении срока привлечения к административной ответственности. При прекращении дела в связи с малозначительностью в постановлении не обосновывается основания принятия такого решения, когда лицо фактически освобождается от ответственности, при этом гражданину не объявляется замечание.

Обратите внимание на качество подготовки постановлений по делам об административных правонарушениях, выносимых административными комиссиями.

В 2016 году общая сумма штрафов, наложенных административными комиссиями, составила – 5 441 400 руб. (2015 - 6 201 800 руб.), что на 12 % ниже показателей 2015 года.

При этом взыскано с виновных лиц только 3 239 504 руб. (2015 - 4 320 142 руб.). Таким образом, более 2 миллионов 220 тысяч рублей не поступило в местные бюджеты, а виновные лица не понесли заслуженного наказания.

Петропавловск-Камчатской административной комиссией не взыскано 1 123 500 рублей, комиссией Вилючинска из 470 тысяч взыскано 238 тысяч, комиссией Корякского сельского поселения из 37 тыс. взыскана 1 тыс. рублей.

На 31.12.2016 не взыскано с виновных лиц ни одного рубля комиссиями Пионерского сельского поселения (из 8 500 рублей наложенных штрафов) Новолесновского сельского поселения (58 тыс.), Ковалерского (22 тыс.), Крутогоровского сельких поселений (9 тыс.).

При этом исполнительные документы указанными сельскими поселениями для взыскания штрафов в Службу судебных приставов не направлялись.

В полном объеме взысканы штрафы комиссиями Атласовского сельского поселения (1500 руб.), Озерновского городского поселения (2 тыс.), сел Пахачи (6 тыс), Тигиль (25 тыс) Седанка (16,5 тыс.) Ковран (5,5 тыс), Лесная (3 тыс.)

Как выяснилось в ходе подготовки к совещанию в административных комиссиях отсутствует должный учет и контроль результатов принудительного взыскания Службой судебных приставов административных штрафов, наложенных данными комиссиями.

Как следует из представленной административными комиссиями информации в нарушение Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» из Службы судебных приставов извещения о возбуждении и окончании исполнительного производства в административные комиссии в большинстве случаев не поступают.

Административной комиссией Петропавловск-Камчатского городского округа на 646 постановлений, направленных в 2016 году для принудительного взыскания, получено только 228 постановлений о возбуждении исполнительного производства.

При этом административными комиссиями не принимается должных мер по налаживанию взаимодействия со Службой судебных приставов, не осуществляются регулярные сверки находящихся в работе исполнительных документов. 

Вышесказанное нивелирует все усилия должностных лиц по возбуждению административных производств и рассмотрению дел.

Вопрос обязательной уплаты штрафов гражданами, привлеченными к административной ответственности, должен быть на контроле у каждого главы муниципального образования, поскольку эти денежные средства в полном объеме поступают в дотационные местные бюджеты.

Также обращаю внимание на недопустимость нарушения административными комиссиями требования статьи 29 Закона Камчатского края «Об административных правонарушениях», согласно которой заседания административной комиссии должны проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Специалисты Министерства в ходе работы в составе «Выездной бригады» продолжают выявлять нарушение указанного требования (например: в СП «село Ивашка», СП «село Тымлат», в городском поселении «поселок Оссора» и других).

Многие присутствующие сегодня на совещании могут возразить, а как работать административным комиссиям, если от граждан не поступают обращения?

Отвечая на эти вопросы, хочу сказать следующее:

1) если в административную комиссию не поступают заявления от граждан, следует провести заседание и утвердить план работы комиссии, которым предусмотреть, например, проведение в общественных организациях и учреждениях муниципального образования профилактических бесед в части предупреждения граждан о недопустимости совершения административных правонарушений;

2) провести мероприятия по самостоятельному выявлению административных правонарушений;

3) административные комиссии муниципальных районов могут оказывать консультационную и методическую помощь административным комиссиям поселений по вопросам оформления постановлений об административных правонарушениях и по другим вопросам.

В завершение хочу обратить внимание на низкое качество составления отчетов в части достоверности и полноты представленных показателей, а также на своевременное направление их в Министерство.

Например, показатели сводных отчетов администраций Елизовского, Мильковского, Усть-Большерецкого Олюторского муниципальных районов по так называемой финансовой части, предусмотренной приложением № 1 к приказу Министерства от 10.07.2013 №56-П, противоречат показателям, предусмотренным приложением № 2 к данному Приказу в части общего количества рассмотренных дел и общей суммы вынесенных штрафов.

Кроме того, показатели в отчетах поселений не согласуются между собой и при доработке данных отчетов существенно меняются (например, в Пионерском и Мильковском сельских поселениях). 

Так, после доработки отчета Пионерского сельского поселения общее количество рассмотренных дел снизилось с 75 до 43.

Указанное отношение к составлению отчетности недопустимо. Прошу глав муниципальных районов взять под личный контроль представление в Министерство достоверной и полной информации, содержащейся в сводных отчетах.

Подводя итог сказанному, не смотря на указанные недостатки в работе, считаю деятельность административных комиссий в 2016 году в целом удовлетворительной.

Прошу глав муниципальных образований (глав администраций) и председателей административных комиссий принять к сведению данную информацию и осуществить все необходимые меры по устранению озвученных замечаний.