24 мая 2024
Первый пилотный проект, созданный по инициативе Кроноцкого заповедника, прошел на базе Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга.
Порядка сотни человек со всей России стали дипломированными специалистами, окончив образовательный курс "Заповедное дело". Первый пилотный проект, созданный по инициативе Кроноцкого заповедника, прошел на базе Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга.
Курс получился кратким, но насыщенным информацией, которую не найдёшь ни в одном учебнике. Это были лекции и семинары, домашние задания на темы сохранения природы, заповедной науки, связей хрупких экосистем с местными сообществами людей, развития экологического туризма, эффективных систем обращения с отходами и другие.«Этот курс – важное и значимое событие для всей заповедной системы. Педагоги не только поднимают уровень квалификации действующих работников заповедного дела, но и своими знаниями, энтузиазмом вдохновляют людей разных профессий и сфер деятельности становиться ближе к охране природы. Мне хотелось бы, чтобы в будущих потоках ещё больше внимания уделялось теме работы государственных инспекторов на заповедных территориях. Возможно, кто-то из слушателей захочет войти в ряды сотрудников службы охраны, а для этого нужны особые знания и навыки», – сказал Всеволод Яковлев, и. о. директора ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник».
«КамГУ им. Витуса Беринга важно развивать такие образовательные программы, которые работают на развитие Камчатского края и востребованы в России. Сейчас у вуза существует экспертность в таких областях как вулканология, сейсмология, биоресурсы, а также биоразнообразию, в том числе на особо охраняемых природных территориях. Реализация программы дополнительного профессионального образования по заповедному делу позволила нам объединить наших ученых с экспертами Кроноцкого заповедника. В будущем программа будет продолжена: уже сейчас, в июне, со стартом приемной кампании, объявляется набор на первую магистерскую программу по охране природы и заповедному делу. Соответственно у сотрудников или людей, которые хотят там работать теперь будет выбор: окончить программу ДПО или получить более фундаментальное образование», – рассказала и.о. ректора КамГУ им. Витуса Беринга Ольга Ребковец.
Обучающиеся погрузились в атмосферу создания чего-то нового, развития заповедного дела, познакомились с потрясающими людьми – природоохранным экспертами. В числе выпускников пилотного курса – двое сотрудников Кроноцкого заповедника.
«Обучение было очень насыщенным и интересным. Мы познакомились с многогранной историей становления и развития заповедного дела, основными инструментами сохранения природы в современной практике, понять, как помочь в этом направлении, в том числе, используя эффективные коммуникации с обществом и СМИ. Нам на конкретных примерах рассказали об основных принципах создания единой команды в природоохранных организациях», – рассказала Анастасия Харькова, ведущий специалист «Школы защитников природы Кроноцкого заповедника».
При подведении итогов курса учитывались результаты тестирования и эссе, где слушатели обозначали важные, на их взгляд, экологические и связанные с ними социально-экономические проблемы страны, в том числе, её особо охраняемых природных территорий, и предлагали наиболее действенные пути их решения.
«Были действительно хорошие, творческие работы. Это и интересные решения ординарных вопросов, и новый взгляд авторов на непростые проблемы на природоохранные темы. В некоторых эссе виден аналитический подход и предлагаются конкретные решения. Лучшие работы будут отобраны в качестве образца для следующих потоков», – подытожил Михаил Яблоков, руководитель курса, координатор от России во Всемирной Комиссии по ООПТ Международного союза охраны природы.
По мнению педагогов курса, многие идеи слушателей, высказанные в эссе, можно уже сегодня реализовывать в российских регионах. Это, безусловно, пойдёт на пользу заповедному делу России.
Следующий курс пройдёт с октября 2024 г. по март 2025 г. включительно. Это наиболее свободный от «заповедных дел» период для сотрудников особо охраняемых природных территорий. В перспективе кураторы инновационного проекта рассчитывают собрать все лекции и методические материалы в учебнике. Кроме того, выпускники смогут в созданном по итогу обучения сообществе обмениваться своими идеями на благо природы.