О новых правилах организации комиссии по служебным спорам в государственных органах
Федеральным законом от 20.07.2020 № 227-ФЗ "О внесении изменений в статью 70 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" усовершенствован порядок формирования комиссии государственного органа по индивидуальным служебным спорам (далее – комиссия) и ее работы с учетом особенностей организации и функционирования государственных органов.
Служебный спор рассматривается комиссией в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.
Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, также может обратиться в комиссию в 3-месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Новые правила направлены на создание дополнительных механизмов защищенности гражданских служащих (граждан) при поступлении, прохождении (прекращении) гражданской службы и на развитие отношений социального партнерства на гражданской службе.
Так, урегулированы вопросы, связанные:
- с возникновением или возможностью возникновения конфликта интересов в ходе рассмотрения служебного спора;
- с изменением состава комиссии – в ее состав включены избираемые на собрании (конференции) гражданских служащих государственного органа представители гражданских служащих;
- с определением порядка проведения собрания (конференции) гражданских служащих, заседаний комиссии, их правомочность и порядок принятия решения.
Ранее, единственными представителями гражданских служащих в комиссии могли быть только представители выборного профсоюзного органа. Наличие в составе комиссии представителей выборного профсоюзного органа призвано обеспечить объективность и беспристрастность комиссии, исключить влияние представителя нанимателя на решения, принимаемые данной комиссией. Вместе с тем, в связи с отсутствием в некоторых государственных органах выборного профсоюзного органа на практике это условие приводило к невозможности формирования указанной комиссии.
Теперь в состав комиссии наряду с представителями профсоюза могут войти любые служащие. Она должна состоять из равного количества представителей нанимателя и избираемых на конференции (собрании) представителей госслужащих, включая представителей профсоюза. При этом член комиссии не должен участвовать в заседании комиссии и голосовать, если он находится в непосредственном подчинении у гражданского служащего, в отношении которого рассматривается спор, или подконтролен ему либо состоит с гражданским служащим в близком родстве или свойстве.
Государственный орган сможет назначать конференцию (собрание) самостоятельно, в том числе по обращению профсоюза либо гражданских служащих. Для проведения этого мероприятия государственный орган должен будет обеспечить определенные федеральным законом организационные условия.
К числу споров, которые не может рассматривать комиссия, отнесены споры о неправомерных действиях (бездействии) представителя нанимателя или уполномоченных им лиц при обработке и защите персональных данных. Такие споры передаются в суд.