Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды

Где размещаются объявления о проведении аукционов на право пользования недрами?

Ответ: В соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» объявления о проведении аукционов на право пользования участком(ами) недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Порядок и условия проведения аукционов, основные требования к условиям пользования недрами, а также иная информация по участку(ам) недр местного значения размещаются на официальном сайте Правительства Камчатского края www.kamgov.ru на странице Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края во вкладке «Недропользование».

Телефоны для справок: (4152) 27-55-86, (4152) 42-51-08; адрес электронной почты: priroda@kamgov.ru.

 

Вопрос: Какие документы  требуются для получения права пользования подземными водами садоводческими некоммерческими товариществами и (или) огородническими некоммерческими товариществами для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ?

Ответ: Перечень документов для получения права пользования подземными водами садоводческими некоммерческими товариществами и (или) огородническими некоммерческими товариществами для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ и требования к документам установлены пунктами 2.6.18(1), 2.6.18(2)  и 2.6.19  Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по подготовке материалов для принятия Правительством Камчатского края решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края без проведения аукционов, утвержденного приказом  Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 21.07.2015 № 223-П.

Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги включает в себя:

1) заявку на предоставление права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона;

2) наименование, место нахождения, контактную информацию (телефон, факс, адрес электронной почты) товарищества, планирующего получение права пользования участком недр местного значения в целях добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товарищества;

3) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов товарищества;

4) обзорную схему расположения заявленного участка недр с водозаборными скважинами (существующими или планируемыми), составленную в масштабе, позволяющем определение его местоположения, с указанием географических координат угловых точек участка недр и водозаборных скважин (градусы, минуты, секунды, доли секунды) в системе координат 1942 года;

5) информацию об объеме добычи подземных вод (существующий водоотбор из водозаборных скважин, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения товарищества или заявленную потребность в подземных водах);

6) пояснительную записку, содержащую сведения о бурении и конструкции скважины (при наличии), вскрытом водоносном горизонте и результатах опытно-фильтрационных работ (при наличии) или копии паспортов скважин (при наличии); об используемом водоподъемном оборудовании (насосе) и глубине его установки (при наличии), реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (при наличии);

7) копии протоколов лабораторных испытаний качества подземных вод, выполненных в аккредитованных лабораториях (при наличии);

8) сведения о собственнике земельного участка, землепользователе, землевладельце или арендаторе земельного участка, расположенного над заявленным участком недр, содержащие реквизиты правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок.

В случае обращения представителя заявителя, уполномоченного на подачу документов и получение результата предоставления государственной услуги, либо на подписание заявки, дополнительно к документам, указанным выше, предоставляются следующие обязательные документы:

1) документ, удостоверяющий личность представителя заявителя;

2) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (оформленная в установленном порядке доверенность).

Документы и сведения могут быть поданы с использованием электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Все листы поданной в письменной форме заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка должна содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью заявителя и подписана заявителем либо его уполномоченным представителем (при условии представления документов, подтверждающих полномочия представителя). Копии документов должны быть заверены заявителем, за исключением документов, заверенных нотариально. Соблюдение заявителем (представителем заявителя) указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки, поданы от имени заявителя и он несет ответственность за подлинность и достоверность этой информации и документов.

Документы, составленные на иностранном языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика свидетельствуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате.

Для получения государственной услуги заявитель (представитель заявителя) подает заявку и прилагаемые к ней документы непосредственно в Министерство по адресу ул. Владивостокская, д. 2/1, г. Петропавловск-Камчатский или почтовым отправлением по адресу: пл. Ленина, д. 1, г. Петропавловск-Камчатский, 683040.

 

Вопрос: Возможно ли получение лицензии на добычу золота в Дальневосточном федеральном округе частным лицом?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон Российской Федерации «О недрах») пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона Российской Федерации «О недрах» специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом Российской Федерации «О недрах».

В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» добыча драгоценных металлов, может осуществляться исключительно организациями (юридическими лицами), получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии). Право юридических лиц осуществлять деятельность по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней возникает с момента получения соответствующей лицензии и действует до прекращения ее действия.

Таким образом, добыча золота частными лицами без образования юридического лица действующим законодательством не предусмотрена.

 

 

Вопрос: Какие принимаются решения по проекту строительства каскада ГЭС на р. Жупанова.

Ответ: Вопрос о возможности строительства каскада ГЭС на р. Жупанова ранее неоднократно поднимался на федеральном и региональном уровне. Однако до настоящего времени экологические риски от реализации данного проекта в полной мере не оценивались.

Кроме того, согласно статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, и в обязательном порядке содержит раздел, в котором оценивается  воздействие намечаемых проектных решений на окружающую среду.

В отсутствие экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов  инженерных изысканий,  реализация проекта строительства каскада ГЭС на р. Жупанова невозможна. Без надлежащей эколого-экономической оценки проекта (в том числе рисков) рассуждения о его практической реализации являются преждевременными.

23 июля 2020 года состоялось заседание Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края. В рамках заседания были рассмотрены основные положения «Схемы и программы развития электроэнергетики Камчатского края на 2020-2024 годы» (далее – СиПР 2020-2024).

СиПР 2020-2024 был актуализирован с учетом положений Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 27.07.2010 № 332-П. По итогам заседания Общественный совет рекомендовал сохранить направление развития энергетики Камчатского края на основе возобновляемых источников энергии в качестве приоритетного.

В актуализированной и действующей редакции СиПР 2020-2024, утвержденной распоряжением Губернатора Камчатского края от 30.04.2020 № 458-Р, мероприятия по строительству обозначенных в обращении ГЭС сохранены и учтены в качестве перспективных направлений развития электроэнергетики.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» в 2021 году будет разработана новая редакция СиПР, где вопросы социально-экономических, экологических и прочих последствий реализации проектов возобновляемой энергетики, в том числе перспективы и целесообразность строительства малых ПЭС в Пенжинской губе Охотского моря, будут рассмотрены с привлечением специализированных институтов.

 

Вопрос: Какова ситуация с рыбными отходами на 19 км, на территории бывшей птицефабрики «Восточная».

Ответ: По информации Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края (далее – КИГЭН), в промышленной зоне 19 км, на территории бывшей птицефабрики «Восточная», размещены предприятия 8 юридических лиц, при этом 5 (ООО «РПК «Камчатка», ООО «Свинокомплекс «Камчатский», ЗАО«Агротек Холдинг», ООО СХП «Елизовский свинокомплекс», ООО«Морозко») подлежат федеральному государственному экологическому надзору, 3 (ООО «РПК «Южно-Камчатская», ООО «Экополис», ООО«Тертей-Флот») – региональному государственному экологическому надзору.

Переработкой рыбных отходов (изготовлением рыбной муки) занимаются 3 предприятия (ООО «РПК «Камчатка», ООО «РПК «Южно-Камчатская», ООО «Экополис»), изготовлением замороженной рыбной продукции – 2 (ООО «Морозко», ООО «Тертей-Флот»), разведением свиней и изготовлением мясной продукции – 3 (ООО «Свинокомплекс «Камчатский», ЗАО «Агротек Холдинг» и ООО СХП «Елизовский свинокомплекс»).

ООО «Экополис» в текущем году установило оборудование (в аренде), позволяющее из жидких отходов создавать вторичное сырье, которое собственником оборудования реализуется организациям и населению. Предприятие в текущем году работало несколько раз. В настоящее время приемом рыбных отходов и их переработкой указанное предприятие не занимается (по экономическим причинам).

ООО «РПК «Южно-Камчатская» работает в 2020 году в летний период, установлено новое оборудование.

Необходимо отметить, что структуру и уровень загрязнения окружающей среды в вышеуказанном районе формируют как предприятия, занимающиеся переработкой рыбных отходов, так и предприятия по разведению свиней и изготовлению продукции из свинины.

В рамках решения обозначенной проблемы, Губернатором Камчатского края подписано распоряжение от 26.09.2019 № 428-Р об образовании рабочей группы по решению вопросов, связанных с утилизацией и переработкой рыбохозяйственными организациями Камчатского края рыбных отходов. 04.12.2019 утвержден План мероприятий, направленных на выработку мер по разрешению в Камчатском крае ситуации, связанной с деятельностью предприятий, осуществляющих утилизацию и переработку рыбных отходов. Исполнителями плана являются федеральные органы государственного контроля (надзора), различные исполнительные органы государственной власти Камчатского края, органы местного самоуправления муниципальных образований.

Согласно информации Агентства по ветеринарии Камчатского края, рыбные отходы, относящиеся к биологическим отходам, поступают на переработку (утилизацию) для изготовления муки кормовой из рыб, при этом вырабатывается совершенно другой продукт – мука кормовая из рыб, при производстве которой образуются подпрессовый бульон разной степени очистки (в зависимости от используемого оборудования).

Таким образом, в процессе переработки рыбных отходов происходит их обезвреживание на специализированных установках, имеющее целью исключить негативное воздействие отходов на здоровье человека и окружающую среду (или снизить его уровень до допустимых значений), в результате которой уменьшается  масса рыбных отходов, а также происходит изменение их состава, физических и химических свойств.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» утвержден Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), в который включены биологические отходы: код ТН ВЭД ЕАЭС 0511 «Продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные; павшие животные группы 01 ТН ВЭД ЕАЭС или 03 ТН ВЭД ТС, непригодные для употребления в пищу». Подпрессовый бульон в указанном перечне отсутствует.

Согласно разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.12.2017 № АА-10-04-32/26588, учитывая, что иных способов обезвреживания для биологических отходов, кроме вышеуказанного (обеззараживание физическими методами и последующее видоизменение) законодательством не предусмотрено, отходы, образованные в производственном процессе по обеззараживанию биологических отходов и изменению их товарного вида, являются отходами производства и их обращение регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со статьей 28 вышеуказанного Федерального закона, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Вопрос: Что делается в Камчатском крае для решения вопроса загрязнения земель рыбными отходами?

Ответ: 06.08.2020 в Правительстве Камчатского края состоялось заседание рабочей группы для решения вопросов, связанных с проблемой утилизации и переработки предприятиями полуострова рыбных отходов. Участие во встрече приняли представители правоохранительных и контролирующих органов, главы муниципальных районов, на территориях которых ведется промысел водных биоресурсов.

На совещании отмечено, что по сравнению с 2019 годом ситуация с рыбными отходами в Камчатском крае имеет определенную положительную динамику. Практически все крупные рыбопромышленные предприятия решили проблему утилизации рыбных отходов. Все они приобрели соответствующее  оборудование по переработке отходов в рыбную муку и готовы по договорам принимать отходы от других организаций.

Однако, нередки случаи, когда небольшие рыбные фирмы стараются на этом сэкономить и незаконно выбросить рыбные отходы в лесу. При этом, зачастую, происходит вырубка леса, изъятие грунта и другие нарушения природоохранного законодательства.

Так, несанкционированная свалка рыбных отходов в конце июля 2020 года была обнаружена на территории Соболевского муниципального района. В настоящий момент данным вопросом занимаются правоохранительные органы.

По итогам заседания вышеуказанной рабочей группы были выработаны конкретные меры, направленные на урегулирование ситуации, складывающейся с несанкционированными свалками рыбных отходов в муниципальных районах Камчатского края, а также по осуществлению эффективного контроля и надзора за соблюдением предприятиями рыбной отрасли природоохранного законодательства. Протокол заседания рабочей группы от 06.08.2020 прилагается.

Кроме того, ВрИО Губернатора Камчатского края Солодов В.В. поставил задачу усилить оперативное взаимодействие с контролирующими и правоохранительными органами с целью выявления и пресечения фактов незаконной деятельности среди рыбопромышленных предприятий.

 

Вопрос: Возможно ли переименовать географический объект, расположенный на территории Камчатского края?

Ответ: Правовые основы деятельности в области присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов, а также нормализации, употребления, регистрации, учёта и сохранения наименований географических объектов как составной части исторического и культурного наследия народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18.12.1997 № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (далее – Закон).

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона, географическим объектам могут присваиваться имена лиц, непосредственно принимавших участие в открытии, изучении, освоении или основании географических объектов. Имена выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки и культуры и других имеющих заслуги перед государством лиц посмертно могут присваиваться географическим объектам, которые не имеют наименований.

Исчерпывающий перечень случаев, которые допускают переименование географического объекта, установлен пунктом 3 статьи 7 Закона, а именно:

- два или более однородных географических объекта в пределах административно-территориального образования (административно-территориальной единицы) имеют одно и то же наименование, что затрудняет осуществление хозяйственной или иной деятельности;

- географический объект обозначен аббревиатурой, номером или словосочетанием, выполняющими функции наименований географических объектов, но в действительности ими не являющимися;

- существующее написание наименования географического объекта на государственном языке Российской Федерации или на других языках народов Российской Федерации не соответствует правилам русской орфографии или орфографии других языков народов Российской Федерации и традициям употребления наименований географических объектов на указанных языках.

Переименование географических объектов допускается также в целях возвращения отдельным географическим объектам наименований, широко известных в прошлом и настоящем.

 

Вопрос: Часто выезжаем на природу, в районе вулкана Горелый наблюдали многочисленные нарушения природоохраного законодательства, куда можно обращаться по выявленным фактам нарушений?

Ответ: Кальдера вулкана Горелый имеет правовой статус памятника природы регионального значения, в настоящее время входит в состав территории природного парка «Южно-Камчатский», управление которым осуществляет КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки».

Для оперативного принятия мер по выявленным фактам нарушений природоохранного законодательства на территории природного парка просим Вас обращаться в вышеуказанную организацию по адресу: 684000, Камчатский край, г. Елизово, ул. Завойко, д. 33;  тел./факс: 8(41531) 7-24-00; e-mail: park-vulkany@yandex.ru).

 

Вопрос: Что в настоящее время делается для упорядочивания природопользования на особо охраняемых природных территориях регионального значения, в частности в районе г. Вачкажец и на  Авачинском перевале.

Ответ: Конкретные особенности, зонирование, а так же режим охраны и использования природных ресурсов и территории в границах указанных в Вашем обращении особо охраняемых природных территорий регионального значения определены следующими нормативными правовыми актами Камчатского края (далее – ООПТ, НПА):

- постановлением главы администрации Камчатской области от 18.08.1995 № 194 «О создании природного парка «Налычево» (в ред. постановления Губернатора Камчатского края от 29.06.2020 № 114);

- постановлением Губернатора Камчатского края от 07.11.2018 № 93 «Об установлении охранной зоны памятника природы регионального значения «горный массив Вачкажец»;

- решением исполнительного комитета Камчатского областного Совета народных депутатов от 09.01.1981 № 9 «О памятниках природы на территории Камчатской области»;

- постановлением Губернатора Камчатской области от 12.05.1998 № 170 «О признании утратившими силу решений исполнительного комитета Камчатского областного Совета народных депутатов».

Проезд в границах зоны свободного посещения «Авачинская» на транспортных средствах вне дорог общего пользования и установленных маршрутов передвижения, стоянка всех видов механических транспортных средств вне специально оборудованных мест, а также любые действия, ведущие к нарушению почвенного и растительного покрова на территориях ООПТ, являются нарушением установленного вышеперечисленными НПА режима их особой охраны и основанием для составления в отношении нарушителей протоколов об административном правонарушении, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.

В настоящее время в целях охраны и соблюдения установленных режимных ограничений в природном парке «Налычево» на Авачинском перевале на постоянной основе находятся государственные инспекторы в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» (далее – Учреждение). Также Учреждение проводит работу по маркировке  на местности в зоне свободного посещения мест для стоянок автомототранспортных средств,  отдыха, а также их обозначению специальными указателями и установкой соответствующих информационных аншлагов. Указанная информация размещается в социальных сетях и СМИ.

Кроме того, 11.08.2020 состоялся совместный рейд Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края и Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края на территорию охранной зоны памятника природы регионального значения «горный массив Вачкажец». В ходе рейда проведена работа с гражданами по разъяснению им норм природоохранного законодательства, а также особенностям природопользования в границах памятника природы регионального значения «горный массив Вачкажец» и его охранной зоны. Указанную работу планируется продолжить в дальнейшем.

 

Вопрос: Запреты и ограничения хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон водных объектов.

Ответ: Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны устанавливаются в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, для чего на территориях, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с частью 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»).

Вместе с тем частью 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, частью 16.1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на территориях, используемых гражданами для ведения садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду, до момента оборудования указанных территорий сооружениями для очистки сточных вод и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Так, согласно части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 указанной статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Планируя какую-либо деятельность на территориях, примыкающих к береговой линии (границам водного объекта), необходимо также помнить, что в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» любая деятельность в границах водоохранных зон подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области рыболовства (Росрыболовство) в Камчатском крае является Северо-Восточное ТУ Росрыболовства.

 

Вопрос: Разрешительная документация, необходимая для приобретения права пользования поверхностным водным объектом.

Ответ: Поверхностные водные объекты или их части предоставляются в пользование физическим и юридическим лицам на основании договоров водопользования, а также решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами приобретается в целях:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов;

2) использования акватории водных объектов;

3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование право пользования поверхностными водными объектами приобретается в целях:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод;

3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением использования поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ на территории морского порта или в акватории речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины;

10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Согласно части 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях:

1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением использования акватории поверхностных водных объектов, необходимой для эксплуатации судоремонтных и судостроительных сооружений и занятой гидротехническими сооружениями;

2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 3 настоящей статьи;

3) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Процедура подготовки и заключения договора водопользования урегулирована Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165, Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230, а также Административным регламентом по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, утвержденным приказом Минприроды России от 12.03.2012 № 57.

Процедура подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта в пользование урегулирована Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844, а также Административным регламентом по представлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденным приказом Минприроды России от 14.09.2011 № 763.