30 июля 2019
В качестве одной из основных мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, правовые и организационные основы осуществления которой установлены Федеральным законом от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции», Методикой проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Методика).
В Камчатском крае порядок проведения антикоррупционной экспертизы дополнительно регламентирован Положением «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Камчатского края», утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 18.05.2010 № 228-П (далее – Положение).
В соответствии с Положением антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится:
- в отношении постановлений Губернатора и Правительства Камчатского края - исполнительными органами государственной власти Камчатского края, являвшимися разработчиками проектов соответствующих постановлений Губернатора и Правительства Камчатского края;
- в отношении приказов иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края - исполнительными органами государственной власти Камчатского края, издавшими соответствующие приказы.
Главное правовое управление Губернатора и Правительства Камчатского края (далее – Главное правовое управление) проводит антикоррупционную экспертизу проектов постановлений Губернатора и Правительства Камчатского края, а также проектов приказов иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края об утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Камчатского края.
В соответствии с Методикой, коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Антикоррупционная экспертиза проектов постановлений Губернатора и Правительства Камчатского края, а также проектов нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края
Общее количество проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Камчатского края, в отношении которых проведена антикоррупционная экспертиза составило:
2018 год – 845 актов; I полугодие 2019 года – 342 акта.
По итогам проведенных антикоррупционных экспертиз проектов нормативных правовых актов принято:
в 2018 году:
- 156 (2017 год - 124) приказов исполнительных органов государственной власти Камчатского края об утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Камчатского края;
- 581 (2017 год - 587) постановление Правительства Камчатского края;
- 73 (2017 год - 81) постановления Губернатора Камчатского края.
По результатам проведенных антикоррупционных экспертиз выявлено 266 коррупциогенных фактора, которые были устранены в процессе доработки актов.
в I полугодии 2019 года (по состоянию на 14.06.2019) принято:
- 47 (1 полугодие 2018 - 41) приказов исполнительных органов государственной власти Камчатского края об утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Камчатского края;
- 256 (1 полугодие 2018 года - 262) постановлений Правительства Камчатского края;
- 21 (1 полугодие 2018 года - 35) постановление Губернатора Камчатского края.
В ходе проведения экспертиз выявлено 97 коррупциогенных фактора.
Типичными нарушениями, выявленными в процессе проведения антикоррупционной экспертизы проектов постановлений Губернатора и Правительства Камчатского края, являются:
- разработка нормативного правового акта за пределами компетенции;
- отсутствие или неполнота административных процедур;
- отказ от конкурсных процедур.
Анализ результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, разработанных ИОГВ в 2018 году – 1 полугодии 2019 года, позволяет сделать вывод о том, что в целом количество выявленных коррупционных факторов в сравнении с предыдущими годами уменьшилось, что свидетельствует о повышении качества подготовки НПА.
Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов
Анализ состояния и результатов работы по проведению правовых и антикоррупционных экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, в рамках реализации Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 201 «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов в Камчатском крае», за период 2018 года и первое полугодие 2019 года (в сравнении с аналогичным периодом 2017 года – первого полугодия 2018 года) показал следующее.
В 2018 году проведено 353 правовые и антикоррупционные экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (в 2017 году – 340 экспертиз), выявлено 28 коррупциогенных фактора (в 2017 году – 31).
В первом полугодии 2019 года проведена 141 правовая и антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (1 полугодие 2018 года – 145), выявлено 9 коррупциогенных фактора (1 полугодие 2018 года – 12).
В результате проведенных правовых экспертиз установлено, что наиболее распространенными нарушениями при издании актов органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, как и ранее, являются: несоответствие актов федеральному законодательству; законодательству Камчатского края; уставу муниципального образования.
Типичными нарушениями, выявленными в процессе проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов являются:
- принятие акта за пределами компетенции (пункт «д» Методики) (например, представительный орган принимает акты, которые правомочен принимать только исполнительно - распорядительный орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования);
- отсутствие либо неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий, либо одного из элементов такого порядка (пункт «ж» Методики);
- выборочное изменение объема прав (пункт «в» Методики);
- широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков принятия решения (пункт «а» Методики);
- нормативные коллизии – противоречия между нормами, создающие для органов местного самоуправления возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае (пункт «и» Методики).
В целях своевременного выявления положений нормативных правовых актов, способствующих проявлению коррупции, на постоянной основе осуществляется взаимодействие с прокуратурой Камчатского края и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю.
Для обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина исполнительные органы государственной власти Камчатского края - разработчики
проектов нормативных правовых актов размещают их и пояснительные записки к ним на Едином портале проведения независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Камчатского края (htths://npaproject.kamgov.ru) с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Главное правовое управление на постоянной основе оказывает практическую и консультативную помощь исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления Камчатского края по подготовке проектов нормативных правовых актов. С участием прокуратуры края, Минюста России по Камчатскому краю, Министерства территориального развития проводятся обучающие семинары специалистов ИОГВ и органов местного самоуправления. Данная работа будет продолжена.