25 октября 2021
В ходе еженедельного оперативного совещания врио председателя правительства - первого вице-губернатора Камчатского края Евгений Чекин сообщил, что бюджет 2021 года выполняется ритмично с учётом доведённых параметров. При этом отмечается повышенная нагрузка по расходам на проведение мероприятий, связанных с борьбой с коронавирусной инфекцией. Активная работа правительства направлена на стабилизацию социально-экономической ситуации в регионе. В этой связи существует необходимость формирования источников для обеспечения данных мероприятий.
Правительством Камчатского края формируется новая бюджетная политика. В разделах бюджета сформировано пять групп расходов: базовые обязательные расходы, резервы, бюджет развития, расходы, не приоритизированные органами исполнительной власти в рамках стратегического плана, муниципальные образования.
Проект бюджета на 2022 -2024 годы сформирован по изменённым подходам, исходя из необходимости обеспечить приоритизацию расходов на обеспечение базовых гарантий и обязательств. Основные подходы при планировании бюджетных ассигнований краевого бюджета на 2022-2024 годы заключаются в обеспечении ассигнованиями прямых государственных полномочий, социально значимых и приоритетных расходных обязательств Камчатского края.
«К ним относятся обеспечение деятельности государственных органов Камчатского края, краевых казённых учреждений, субсидии краевым бюджетным учреждениям, автономным учреждениям на финансовое обеспечение и выполнение государственного задания, меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, обязательства по софинансированию расходов за счёт средств федерального бюджета, расходы на обслуживание госдолга, оплату страховых взносов, обязательное медицинское страхование неработающего населения, субвенции местным бюджетам на осуществление государственных полномочий, дотации местным бюджетам, субсидии юридическим лицам на размещение недополученных доходов, связанных с тарифным регулированием», — сказал Евгений Чекин.
Сформированы резервы ассигнований на случай незапланированных и срочных расходов, а также резервы, подлежащие распределению в течение финансового года. С учётом сокращения финансового обеспечения менее приоритетных расходных обязательств исходя из общего объёма остатка свободных ассигнований краевого бюджета сформирован бюджет развития Камчатского края, в рамках которого сформирована инвестиционная программа Камчатского края. При этом в первую очередь учтены мероприятия, в отношении которых уже заключены соглашения и в отношении которых имеются обязательства по заключению соглашений по предоставлению субсидий иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета краевому бюджету о софинансировании расходных обязательств, а также мероприятия, по которым имеются бюджетные обязательства по заключенным контрактам. По остаточному принципу исходя из приоритетов стратегии социально-экономического развития на основании комплексной оценки эффективности расходов обеспечены ассигнованиями прочие расходные обязательства Камчатского края. При этом реализация отдельных обязательств будет отменена или приостановлена.
«В этой связи главным распорядителям бюджетных средств необходимо в полной мере задействовать внутренние отраслевые резервы. В частности, отменять реализацию неэффективных мероприятий, реализовывать мероприятия по оптимизации действующей сети краевых госучреждений, сокращении избыточной штатной численности, повышении эффективности использования находящегося в их распоряжении имущества, привлечении дополнительных средств от оказания платных услуг. Основная задача главных распорядителей бюджетных средств направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, а также повышение эффективности расходования бюджетных средств и заключается в активной оптимизации и максимальной приоритизации расходов, реализации полномочий исходя из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма ресурсов. Главные распорядители должны будут проявить чёткие цели и задачи реализации отраслевой политики и расставлять приоритеты и выделять ассигнования в первую очередь на реализацию таких приоритетных направлений», — добавил Евгений Чекин.
В условиях текущих бюджетных возможностей реализация ведомственных планов должна основываться на их регулярной корректировке с учётом приоритизации мероприятий, а не на основе заявок на дополнительное финансирование.
Евгений Чекин в рамках оперативного совещания обратил внимание ИОГВ на необходимость выполнения ряда задач, связанных с повышением производительности, снижением ресурсопотребления, сокращением непроизводительных затрат. Данные мероприятия уже частично выполняются. При этом они должны стать системными. Ещё одна из задач на ближайшее время — разработка отраслевых стратегий и стратегических планов развития. Кроме того, для оптимизации и повышения эффективности предоставляемых ОИВ услуг следует снизить затраты на их оказание при помощи в том числе цифровизации, донастройки системы оказания услуг (принципы адресности, нуждаемости).
Евгений Чекин обратил внимание на то, что получение финансирования на те или иные мероприятия будет тесно связано с чёткой увязкой предлагаемых мероприятий либо с результативностью в части стратегических планов, либо соответственно с обязательными расходами в части исполнения полномочий государственной политики.
Прогнозируемый общий объём доходов бюджета в 2022 году составляет 81333,3 млн. рублей. При этом согласно прогнозу в 2023 году сумма будет немного меньше. Это связано с прогнозом собственных доходов региона. В этой связи с учетом понимания формирования бюджета необходимо выполнить в полном объёме комплекс мер в 2022 году.
Владимир Солодов отметил, что важно не допустить снижение собственных доходов края.
«Наша задача — обеспечить не только их устойчивое состояние, но и рост. В этом направлении ведётся большая работа. В частности, она связана с налогообложением рыбопромышленного комплекса. Мы просчитываем эффект, который может быть достигнут от этого. Также прошу министерство финансов и министерство экономического развития внести дополнительные предложения по наращиванию собственных доходных источников, чтобы не допустить снижения доходов. Хочу также подчеркнуть, что Минфин России проводит системную и устойчивую политику, чтобы ни в коем случае налоговые поступления бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе Камчатского края, не уменьшались. Это также касается подхода к налоговым поступлениям в бюджет Камчатского края», — сказал Владимир Солодов.
Глава региона также отметил сбалансированность отраженных подходов к бюджету. Важно продолжать выбранную линию по бережному отношению к бюджетным средствам. Каждый рубль налогоплательщиков должен быть максимально рачительно израсходован, и там, где возможно обеспечить более экономный подход, его нужно применять. Это не должно касаться базовых социальных сфер, здравоохранения, образования и других услуг и не должно отражаться на качестве жизни населения.
Оптимизация должна касаться административных структур или тех сфер, которые не оказывают услуг гражданам.
«Отдельно хочу отметить необходимость проведения анализа министерством финансов совместно с министерством по делам местного самоуправления и развитию Корякского округа местных бюджетов, их исполнения, остатков на счетах, а также выявления направлений повышения эффективности использования ими ресурсов, которые исполняются на местном уровне. Пока этой сфере уделяется недостаточно внимания. В условиях неопределённости, связанной с коронавирусной инфекцией, в условиях того, что мы видим серьёзные непредвиденные дополнительные расходы, необходимо продумать возможность привлечения дополнительных ресурсов. Привлекать их или нет, будем решать исходя из складывающейся ситуации до конца года. В этой связи хочу обратиться к Ирине Унтиловой и депутатам Заксобрания проработать это решение и рассмотреть его на ближайшей сессии. Эти решения носят безотлагательный характер. Также необходимо организовать обсуждение бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 с депутатами и общественностью», — отметил губернатор края.