6 августа 2020
Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено два вида государственного экологического надзора – федеральный государственный экологический надзор (осуществляют федеральные органы) и региональный государственный экологический надзор (осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
В 2015 году, с целью усиления государственного контроля в отношении крупнейших и крупных загрязнителей окружающей среды и сокращения избыточного государственного регулирования в отношении остальных предприятий, Правительством Российской Федерации принято два постановления - от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору и от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий».
Объекты I категории подлежат только федеральному государственному экологическому надзору, объекты иных категорий могут быть поднадзорны двум видам экологического надзора.
В ходе осуществления надзорной деятельности возник спорный вопрос, который разрешен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572): в случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду.
В свою очередь, на практике возникали ситуации, когда у одного хозяйствующего или иного субъекта имеется несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при этом одни объекты подлежат федеральному государственному экологическому надзору, другие объекты – региональному государственному экологическому надзору.
Результатом такой правовой неясности становилось то, что в отношении одного и того же юридического лица и индивидуального предпринимателя федеральные и региональные органы принимали различные процессуальные решения, назначали разные виды и размеры административных наказаний, что не способствовало укреплению законности.
По данному факту многие, в том числе Инспекция государственного экологического надзора Камчатского края, неоднократно обращались в уполномоченные федеральные органы для решения указанной проблемы.
Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 31.07.2020 № 298-ФЗ «О внесении изменения в статью 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которым данная статья добавлена пунктом 7.1. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только федеральный государственный экологический надзор.
Консультации по порядку реализации закона природопользователи могут получить в Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края путем направления письменных запросов на ее адрес: ул. Владивостокская, 2/1, офис 205, г. Петропавловск-Камчатский, 683024; электронную почту – inecolog@kamgov.ru; по факсам: 8 (4152) 42-43-37, 42-43-76, также позвонив по телефонам: 8 (4152) 42-43-37, 42-43-20, 42-43-76.