14 января 2022
Правительство Камчатского края поддерживает инициативу Минвостокразвития о внесении в Госдуму в 2022 году законопроекта о северном завозе.
Об этом рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова, комментируя интервью главы министерства развития Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова.
В беседе с журналистами «Российской газеты» Алексей Чекунков рассказал о том, в какой стадии сегодня находится законопроект о северном завозе.
«Законопроект будет внесен в Госдуму в 2022 году. Сегодня любой автомобиль двигается по навигации, которая рассчитывает все аспекты - трафик, погоду. Но нет цифровой модели северного завоза, от которого зависит благополучие, жизнь и здоровье людей. Все фрагментировано, снабжение жизненно важными товарами отдано на откуп регионам и даже муниципалитетам. Это пробел в законодательстве мы планируем ликвидировать. Закон о северном завозе определит, что это такое, кто его участники, каковы их обязанности, ответственность, как взаимодействуют федеральный, региональный и муниципальный уровни. С тем, чтобы была ответственность у перевозчиков в первую очередь обслуживать социальные грузы, у портов - переваливать социальные грузы, у регионов - заранее давать заявки на эти грузы. Возможно, введем биржевые механизмы, чтобы снизить цены. Дальше электронная система рассчитает оптимальную логистику с учетом транспортных средств, наличия складов, мощностей портов», – рассказал министр развития Дальнего Востока и Арктики.
Закон о северном завозе как никогда актуален сегодня для Камчатки. Удаленность полуострова от мест расположения основных поставщиков и производителей товаров страны, а также сложная логистическая система их доставки в Камчатский край определяют направления развития региона, среди которых – обеспечение основными продуктами питания населения полуострова, в том числе отдаленных и труднодоступных районов. Система снабжения потребительскими товарами, необходимыми для жизнеобеспечения населения, складывается за счет обеспечения поставок индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые одновременно осуществляют и розничную продажу товаров.
«Сегодня наиболее остро при формировании розничных цен на товары стоит вопрос компенсации транспортных расходов хозяйствующего субъекта, образующихся при его доставке, оказывающий непосредственное влияние на уровень торговой надбавки к закупочной цене продукции и, соответственно, конечной стоимости для потребителя. Кроме того, нерегулярность грузовых рейсов в труднодоступные населенные пункты морского транспорта, сложные климатические условия, а также несоответствие судов природным особенностям в пути их следования и условиям перевозки доставляемых грузов часто приводят к задержкам поставок продукции и существенно снижают ее качество, что негативно влияет на формирование необходимого запаса продовольствия и вызывает обеспокоенность населения в отдаленных районах края», – отметила заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
С принятием закона о северном завозе появится обязанность по созданию минимальных резервов ключевых товаров жизнеобеспечения. По мнению министра развития Дальнего Востока и Арктики, новый уровень ответственности необходим для того, чтобы не допустить транспортных коллапсов, аналогичных тому, который случился осенью 2021 года в дальневосточных портах.
«Тогда частные перевозчики просто, извиняюсь, отказались от своих обязательств и перебросили суда и контейнеры на более выгодные маршруты. Каждый из них, может быть, и не считал, что он нанесет какой-то ущерб благополучию граждан, но когда все одновременно перестали везти памперсы на Камчатку и арматуру на Чукотку, то регионы остались без важных товаров. А потом на это еще наложились льды», – добавил Алексей Чекунков.
Пилотное тестирование системы пройдёт в Якутии и начнётся уже в начале этого года. К середине года, в случае успеха, систему распространят уже на всю Арктическую зону РФ.