1 ноября 2022
Законопроект направлен и на обеспечение регулярности северного завоза, и на снижение цен, в том числе и для жителей Камчатского края.
Проект федерального закона «О северном завозе», разработанный Минвостокразвития России по поручению Президента страны Владимира Путина будет направлен на рассмотрение Правительства РФ в ближайшие дни.
Об этом сообщил заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев по итогам заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.
«Важным этапом в повышении надёжности северного завоза будет являться принятие закона. Работа над его проектом заканчивается. В ближайшие дни документ будет внесён в Правительство, а далее мы будем его предлагать рассмотреть в Государственной Думе. Законопроект направлен и на обеспечение регулярности северного завоза, и на снижение цен, то есть на то, чтобы продукты доходили до северян с минимальной ценой», – подчеркнул Юрий Трутнев.
Северный завоз обеспечивает жителей 25 северных субъектов Российской Федерации, а это более трёх миллионов граждан, продуктами, товарами первой необходимости, лекарствами.
Наряду со сложными природно-климатическими условиями и инфраструктурными ограничениями, сбои в обеспечении северного завоза объясняются отсутствием координации и комплексного подхода к организации закупочных процедур и обеспечению транспортировки грузов. В результате сроки северного завоза срываются, розничная стоимость товаров, включающая наценку за неэффективные закупки и логистику, оказывается недоступной для большинства северян. В ряде регионов Крайнего Севера фиксируется кратное (в 2-3 раза) превышение розничных цен на социально-значимые продукты питания относительно стоимости аналогичных продуктов в Центральной России. Например, цены на хлеб, сахарный песок, масло растительное выше в 2,1 раза, пастеризованное молоко дороже в 3,3 раза.
Проект федерального закона «О северном завозе» разрабатывался Минвостокразвития России по поручению Президента России Владимира Путина. Разработка документа находится под контролем Юрия Трутнева.
«Принятие этого закона будет в некотором смысле историческим шагом, поскольку со времен Советского Союза государство ещё не уделяло столь значимого и системного внимания вопросам Северного завоза. Очень рассчитываем на развитие Северного морского пути. Если выполняемые по нему рейсы станут регулярными и вызовут настоящее доверие среди предпринимательской среды, и поставки по нему продовольствия и иных товаров первой необходимости будут осуществляться на регулярной основе, то это будет отличным примером того, как государство и рынок нашли способ эффективного взаимодействия в решении насущных проблем населения северных территорий России», – рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Законопроектом введено само понятие «северного завоза», распределены полномочия в сфере северного завоза между федеральным, региональным и муниципальным уровнем власти, урегулирована закупочная деятельность, порядок доставки грузов, мониторинга и контроля, вводится комплекс мер поддержки участников северного завоза. Единым федеральным координатором северного завоза выступит Минвостокразвития России.
Для грузов северного завоза, разделенных на три категории, впервые устанавливается приоритетный порядок транспортно-логистического обслуживания. К первой категории отнесены товары жизнеобеспечения населения и организаций социальной сферы (включая продовольствие, лекарства, медицинские изделия и др.), жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Такие грузы больше не будут простаивать в морских портах и терминалах в ожидании очереди на обработку. Для грузов северного завоза планируется ввести цифровую идентификацию.
Законопроектом предусмотрено создание единого морского оператора. Эта компания будет обеспечивать перевозки приоритетных грузов северного завоза морским транспортом по субсидируемым тарифам. Перечень грузов и услуг в сфере северного завоза, тарифы на которые будут регулироваться, а также порядок такого регулирования, определит Правительство России.
Создается законодательная основа для развития опорной инфраструктуры, задействованной в северном завозе. Для участников северного завоза вводится беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры необщего пользования.