Об изменениях, внесенных в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части противодействия коррупции и обязанностях депутатов при совмещении выборных должностей с работой в муниципальных предприятиях и коммерческих организациях

11 марта 2016

     Федеральным законом от 03.11.2015 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 303-ФЗ) часть 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) была изложена в новой редакции. 
     В Федеральном законе  № 131-ФЗ установлена норма о том, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
     При этом, федеральный законодатель не ввел в отношении лиц, замещающих на непостоянной основе муниципальные должности запрет заниматься иной оплачиваемой деятельностью, в том числе предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении хозяйствующим субъектом и т.п.
     В редакции части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 303-ФЗ, уже существовало требование к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами. 
Основанием для досрочного прекращения полномочий по части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ будет являться не сам факт замещения должности, а факт непринятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе, несообщение о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, а равно уклонение от урегулирования уже имеющего место конфликта интересов.
Понятие конфликта интересов, используемое в Федеральном законе  № 273-ФЗ, предполагает оценку той или иной ситуации как на предмет наличия или отсутствия личной заинтересованности, так и на возможность влияния такой заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение обязанностей конкретным должностным лицом. 
Статья 11 Федерального закона № 273-ФЗ  предусматривает перечень способов урегулирования конфликта интересов, в котором,  прекращение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности является только одним из способов урегулирования такого конфликта наряду с изменением должностными обязанностями, самоотводом и др. 
      Согласно пункта 3 части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ, целью создания муниципальных предприятий и учреждений является осуществление полномочий по решению вопросов местного значения. Законодательство Российской Федерации не наделяет руководителя (директора) правом собственности на имущество предприятия или учреждения – право собственности сохраняется за муниципальным образованием. В отличие от предпринимательской деятельности, деятельность наемного руководителя хозяйствующего субъекта направлена не на личное обогащение, а на обеспечение решения задач, стоящих перед этим хозяйствующим субъектом, при этом в случае с директором муниципального предприятия или учреждения по обозначенным причинам эти задачи носят, прежде всего, публично-правовой характер.
Таким образом, сам факт избрания руководителя муниципального предприятия или учреждения депутатом представительного органа муниципального образования не образует юридического состава конфликта интересов в том смысле, как он понимается в законодательстве о противодействии коррупции. 
Аналогичная позиция изложена в разъяснении Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на официальном сайте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на странице данного Комитета.
В соответствии с частью 4.1 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Так, Указом Президента РФ от 22.12.2015 № 650  утвержден Порядок сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - Порядок).
Положениями указанного правового акта определяется порядок сообщения, в том числе иными лицами (лицами, замещающими муниципальные должности) о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Так, согласно абзацу второму части 2 Порядка, сообщение оформляется в письменной форме в виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - уведомление).
     В уведомлении сообщаются обстоятельства,   являющиеся    основанием    возникновения  личной заинтересованности и (или) конфликта интересов, должностные  обязанности,  на  исполнение  которых  влияет  или  может повлиять личная заинтересованность, предлагаемые меры по  предотвращению  или  урегулированию  конфликта интересов.
У депутатов представительного органа муниципального образования в связи с исполнением полномочий не возникает трудовых отношений.
      Однако,  частью 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования. 
    В связи с этим, депутаты при совмещении выборных должностей председателей, заместителей председателей, членов комитетов с работой в муниципальных предприятиях и коммерческих организациях обязаны подавать уведомления в представительный орган муниципального образования.