Об изменениях в законодательстве Российской Федерации, касающихся деятельности органов местного самоуправления

9 апреля 2018

Министерством территориального развития Камчатского края подготовлены разъяснения о вступивших в силу изменениях в законодательство Российской Федерации, касающихся деятельности органов местного самоуправления.

     1. 05.12.2017 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) и Кодекс административного судопроизводства РФ. 
Изменения направлены на обеспечение гарантий судебной защиты прав главы муниципального образования не только в случае досрочного прекращения его полномочий на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, но и на основании правового акта высшего должностного лица субъекта РФ. 
     Так, если глава муниципального образования воспользовался правом обжалования данного правового акта в судебном порядке, досрочные выборы главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, не могут быть назначены до вступления решения суда в законную силу. Также внесены изменения в Кодекс административного судопроизводства РФ в части установления сокращенных сроков обращения с административным исковым заявлением в суд об оспаривании акта высшего должностного лица субъекта РФ (10 дней), рассмотрения судом такого дела (10 дней), подачи и рассмотрения апелляционной жалобы.  

2. 10.11.2017 вступили в силу Федеральный закон от 30.10.2017 № 299-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на дополнение полномочий органов местного самоуправления по разработке и утверждению документов стратегического планирования. 
К документам стратегического планирования относится стратегия социально-экономического развития муниципального образования, определяющая цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период. 
Так, внесены изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ, согласно которым в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов обладают следующими полномочиями: 
- полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; 
- организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 
Проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования в обязательном порядке выносится на публичные слушания. 
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования. 

3. С 01.01.2019 вступит в силу Федеральный закон от 29.12.2017 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Данным Федеральным законом определено, что органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании сопровождения при содействии занятости инвалидов. 
Под сопровождением при содействии занятости инвалида понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя. 
Мероприятия по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов будут включаться в региональные программы содействия занятости населения.

4. 11.01.2018 вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2017 № 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» в части совершенствования правового регулирования правоотношений в сфере охраны общественного порядка».
Данным Федеральным законом уточнены условия приема на службу внештатных сотрудников полиции, а также меры социальной защиты народных дружинников.
Установлено, что внештатными сотрудниками полиции не могут быть граждане, подвергнутые неоднократно в течение предшествующего года в судебном порядке административному наказанию только за те административные правонарушения, которые были совершены умышленно.
Определено также, что органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в мероприятиях по охране общественного порядка, проводимых не только правоохранительными органами.

5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2018       № 18 «О внесении изменений в Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» органы ФНС России наделяются полномочиями по передаче в местные администрации информации о суммах налоговых льгот.
Информация представляется в отношении льгот по региональным и местным налогам, формирующим в соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы соответствующих бюджетов, с разбивкой по категориям налогоплательщиков и (или) видам налоговых льгот. 

6. Федеральным законом от 20.12.2017 №399-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено: 
- информирование собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;
- утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Данным Федеральным законом также предусмотрены особенности организации капремонта многоквартирных домов, в которых требовалось его проведение на дату приватизации первого жилого помещения.
     В частности, проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
     Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в соответствующем объеме на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
     При этом следует обратить внимание, что муниципальные правовые акты, принятие которых предусмотрено пунктом 9.3 части 1 статьи 14 и статьей 190.1 Жилищного кодекса РФ должны быть приняты не позднее шести месяцев со дня вступления в силу указанного Федерального закона, т.е. до 20.06.2018 года (ст.3 Закона).

7. Приказом Минэкономразвития России от 29.12.2017 № 710 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 № 582» утверждены рекомендации по установлению аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
     В целях применения принципа экономической обоснованности Минэкономразвития России рекомендует при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.