Госдума РФ. Вступил в силу закон о цифровых правах

4 октября 2019

Закон, закрепляющий базовые нормы для регулирования оборота цифровых прав и позволяющий обеспечить судебную защиту прав граждан и юридических лиц, возникающих в отношениях цифровой экономики, вступил в силу 1 октября. Законом, напомним, в Гражданский кодекс РФ введены несколько базовых положений о новых цифровых объектах экономических отношений, обращение с которыми до сих пор в России не регламентировалось.

Законом закрепляется определение «цифровое право» (юридический аналог термина «токен»), определяется его участие в обороте как объекта гражданских прав.

С этой целью вводится новая статья 141.1 ГК РФ «Цифровые права». Под цифровыми правами предлагается понимать особые «обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу».

Для облегчения совершения сделок с цифровыми правами законом совершенствуются правила гражданского законодательства о форме сделок, в том числе договоров.

Устанавливается, что дистанционное выражение лицом своей воли с помощью электронных или других технических средств (смартфонов, компьютеров) будет приравнено к простой письменной форме сделки. В результате сделки, совершаемые путем отправки SMS или путем заполнения формы в Интернете, будут считаться заключенными и действительными. Получат признание также электронные доверенности. Исключение — для завещаний, они не могут быть составлены с использованием электронных средств.

Регулируется сфера «смарт-контрактов» (условие об автоматическом исполнении договора).

Такие условия договоров распространены в банковской сфере (например, клиент может поручить банку списание коммунальной платы в режиме «автоплатежа»). Также они востребованы и в электронной торговле. В результате лицо, покупающее тот или иной виртуальный объект, получит его автоматически при наступлении указанных в соглашении обстоятельств. У продавца будет списано цифровое право, а у покупателя деньги.

Решается вопрос о легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации («big data»). Для этого вводится в ГК РФ конструкция договора об оказании услуг по предоставлению информации. Такой договор предусматривает защиту от получения информации третьими лицами.

Как писал D-Russia.ru, документ входит «в один пакет» с законом о привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ, определяющим в том числе правовые основы деятельности операторов инвестплатформ по организации розничного финансирования – краудфандинга (вступит в силу с 1 января 2020), а также с законопроектом о цифровых финансовых активах, еще не прошедшим Госдуму.

 

Источник: Экспертный центр электронного государства