15 декабря 2021
Председатель Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина Сергей Тарусов рассказал о реализации первого этапа программы инвестиционных квот в Камчатском крае, её влиянии на рыбопромышленные предприятия и возможные перспективы второго этапа.
Предприятие строит в рамках программы инвестквот 12 рыбопромысловых судов, три из которых уже находятся в эксплуатации, и три высокотехнологичных береговых рыбоперерабатывающих комплекса.
«Мы приняли активное участие в реализации программы инвестквот. Нами была подана заявка на строительство 12 судов, три из которых уже находятся в эксплуатации. Кроме того, из двух заявленных береговых рыбоперерабатывающих предприятия построено и работает одно. В первом квартале 2022 года мы завершим строительство второго рыбоперерабатывающего комплекса в посёлке Октябрьский. Фабрики оборудованы современным оборудованием, которое способно принимать до 800 тонн сырца, выпускать высококачественную продукцию, в том числе филе, фарш», — рассказал Сергей Тарусов.
Вместе с тем в программе инвестиционных квот существуют и сложности, в частности, для камчатских предприятий. Инвестиционная квота выделяется из общего допустимого улова, ее объем отражается на квотах, закрепленных по историческому принципу. Из-за этого небольшие предприятия теряют квоты, которые были исторически закреплены за ними. Законопроект второго этапа предполагает, что из 24 % изъятых квот на инвестиционные цели 4% пойдут на компенсацию инвесторам первого раунда. На заседании Дальневосточного научно-промыслового совета, которое прошло 9 декабря, губернатор Камчатского края Владимир Солодов не согласился с таким распределением и предложил сделать это не увеличением общего объема изъятия до 24%, а сделать это в рамках 20%, чтоб не налагать дополнительное бремя на действующих рыбопромышленников.
«Из общего объёма исторических квот 20 % пошли на первый этап инвестквот. Второй этап предполагает, что из общего объёма исторических квот будет изъято ещё 20 %. Таким образом, 40 % будет изъято на инвестиционные цели. На первом этапе предприятия Камчатского края недополучили значительный объём квот на вылов, так как многие предприятия по объективным причинам не смогли участвовать в программе инвестквот, потому что строительство судов и фабрик — дело затратное. В том же строительстве флота на первом этапе было задействовано мало компаний, потому что инвестквоты на наиболее доступный вид водных биоресурсов, минтай, не распределялись на малые и средние суда. Из-за этого камчатские компании практически не участвовали в реализации этих инвестпроектов. Если на втором этапе — есть такая вероятность — квоты на минтай будут распределяться только на малые и средние суда, то думаю, что значительная часть наших компаний сможет активно строить суда и получать лимиты. Благодаря этому появится возможность исправить сложившуюся во время первого этапа ситуацию», — предположил Сергей Тарусов.
В ходе заседания Дальневосточного научно-промыслового совета Владимир Солодов также особо подчеркнул значимость развития береговой переработки в рамках программы инвестквот. Развитие собственной береговой базы также позволит сделать рыбную промышленность более защищенной от внешних вызовов — важность этого показала ситуация с пандемией и ограничениями поставок через Китай.
«Развитие берега даёт большой потенциал в развитии региона, создаёт дополнительные рабочие места, инфраструктуру для логистики. Я абсолютно убеждён, что для Камчатки развитие берега — это приоритетная задача в рыбопромышленном комплексе», — прокомментировал председатель Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина Сергей Тарусов.
Напомним, механизму инвестиционных квот на вылов рыбы – 5 лет. В Арктике и на Дальнем Востоке построены или находятся на завершающей стадии строительства 23 новых рыбоперерабатывающих завода, заключено 96 договоров на строительство рыбо- и крабодобывающих судов.
Ранее Росрыболовство заявляло, что во втором этапе программы инвестквоты будут распределены поровну между строительством фабрик и судов. Это позволит нам построить порядка 80 крупных рыбоперерабатывающих заводов и до 30 рыбопромысловых судов.