Атомный лихтеровоз «Севморпуть» привёз на Камчатку металл, пиломатериалы и генеральный груз

2 августа 2023

На обратном пути атомоход доставит в центральную часть России пять тысяч тонн рыбопродукции от предприятий полуострова.

Атомоход ФГУП «Росатом» прибыл на Камчатку 26 июля. На полуостров Северным морским путем он доставил металл, различные пиломатериалы и несколько контейнеров генеральных грузов – всё это для камчатских предприятий. Доставка северным морским путем значительно упрощает логистику и удешевляет стоимость товаров для жителей Дальнего Востока. Сейчас в порту Петропавловска-Камчатского края завершается загрузка лихтеровоза, который обратным рейсом доставит на материк различную рыбопродукцию, изготовленную камчатскими предприятиями.

«В этом году мы полностью загружаем атомоход «Севморпуть» и что примечательно – мы готовы были загрузить ещё больше. Это очень хороший знак, который говорит о том, что наши рыбопромышленники привыкают к новым возможностям доставки своей продукции, чувствуют регулярность, а это то, чего мы добивались несколько лет. Сегодня мы все чувствуем положительный эффект от грузоперевозок Северным морским путем, благодаря, в том числе, и этому прекрасному атомоходу. В этом году у нас было много желающих перевезти груз, был заявлен большой объём. Лихтеровоз может взять на борт 204 контейнера – ровно 204 контейнера и будут загружены», – рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова. 

30 июля, по окончанию загрузки, судно выйдет из порта Петропавловска-Камчатского и отправится в Мурманск. Каботажный рейс по льготным тарифам реализован в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

«Сейчас мы грузимся рыбопродукцией в рефконтейнерах, их 204. С одной стороны, звучит немного – 204 контейнера, – но на самом деле это порядка пяти тысяч тонн уже готовой продукции. Камчатская рыба нужна стране. И рыба, и рыбопродукция. В том числе мы повезём камчатский рыбный жир – это очень полезно и это то, чего не хватает детям. У вас есть технологии, которые позволяют изготавливать прекрасный рыбный жир. Груз, который мы везём пойдёт на всю западную часть России. Здесь задача шире, чем просто доставить груз в один конкретный порт, у нас задача обеспечение рыбопродукцией страны», – рассказал капитан «Севморпути» Олег Марков. 

Развитие Севморпути – ключевая тема для Камчатского края. Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным обозначена стратегическая цель, сделать Северный морской путь глобальной северной артерией в Арктике. СМП – это самый короткий и самый экономичный транспортный коридор в арктической части земного шара. Основная задача — довести грузооборот по этой транспортной артерии до 80 миллионов в год к 2030 году. И именно сегодня вопрос развития Северного морского пути начинает получать практическую реализацию. Об этом говорят и представители транспортных компаний, и порта, и, прежде всего, сами отправители грузов.

«Это здорово, что все мы чувствуем это. Это то, за что мы бьёмся, это та цель, ради которой мы организуем эти перевозки и ждём, когда они выйдут на самостоятельные рейсы – когда бизнес будет обращаться, когда мы заранее сможем планировать объёмы этих грузоперевозок. И это очень хорошо. В этом году у нас лихтеровоз совершает два рейса – в июле он к нам пришёл, следующий рейс запланирован на октябрь-ноябрь. И понимая, что в этом году у нас очень хорошая путина, Минвостокразвития прорабатывает вопрос организации третьего рейса. Предположительно, это случится в сентябре. Это будет другое судно, тоже ледокольного типа. И уже сейчас мы формируем заявки на сентябрь месяц», – добавила Юлия Морозова. 

Напомним, СМП – это самый короткий и самый экономичный транспортный коридор в арктической части земного шара. Он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции.

Альтернатива Северному морскому пути – транспортные артерии, следующие через Суэцкий или Панамский каналы. Расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, Северным морским путем – только 5770 морских миль.

Справка: Атомный контейнеровоз «Севморпуть» – единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой. Контейнеровоз был построен в Керчи на судостроительном заводе «Залив». Заложен 2 ноября 1984 года, спущен на воду 20 февраля 1986 года. Введен в эксплуатацию 31 декабря 1988 года. Длина – 260,3 метра, ширина – 32,2 метра, водоизмещение – 61 тыс. тонн. Мощность главной установки – 40 тыс. л\с., скорость хода на чистой воде – 20 узлов.