19 марта 2019
В соответствии с планом работы Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления 18 марта 2019 года в Государственной Думе состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления: совершенствование нормативно-правового регулирования и механизмов практической реализации» с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, Счетной палаты Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, межмуниципальных объединений России, экспертного сообщества.
В ходе данного мероприятия участники обсудили действующую систему показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (должностных лиц местного самоуправления), методики их применения, формы отчетности и других документов, на основе которых осуществляется такая оценка; выявили причины, недостатки и факторы, препятствующие осуществлению эффективной, системной
и объективной оценки деятельности указанных органов и должностных лиц.
Итогом стала выработка предложений по совершенствованию системы данной оценки, в том числе по установлению понятных, доступных, легко проверяемых показателей оценки эффективности работы органов местного самоуправления, привязанных к результатам их деятельности и характеризующих основные сферы их ответственности.
В ходе своего доклада председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления А.Н.Диденко отметил, что перечень критериев оценки эффективности органов местной публичной власти можно считать оптимальным в том случае, если он отражает общегосударственные приоритеты, цели и задачи во взаимосвязи с целями и задачами местной власти, не выходя при этом за пределы компетенции органов местного самоуправления.
Показатели эффективности должны служить индикаторами качества и доступности услуг, оказываемых органами публичной власти населению, услуг в широком смысле этого слова, т.е. тех направлений деятельности органов публичной власти, в которых выражается социальная функция государства и местного самоуправления. Среди них обеспечение населения доступным жильем, качественным медицинским обслуживанием, образованием, дорогами, детскими садами, общественным транспортом и т.д. Для многих сельских населенных пунктов это решение проблем организации водоснабжения и газоснабжения.
Таким образом, как отметил А.Н.Диденко, результаты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления должны, в первую очередь, побуждать федеральные и региональные органы публичной власти не поощрять или наказывать глав местных администраций муниципальных образований, а принимать меры, в том числе и в области правового регулирования, направленные на обеспечение качества жизни всех граждан, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают.
Участники заседания согласились с точкой зрения Комитета, что необходимо изменить подходы к повышению результативности оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления путем установления объективно измеримых, прозрачных и понятных обществу и депутатам представительных органов муниципальных образований показателей осуществления такой оценки. При этом необходимо установление таких показателей, достижение которых зависит непосредственно от деятельности органов местного самоуправления.
На заседании «круглого стола» выступили:
ДИДЕНКО Алексей Николаевич - Председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления;
ГОРОДЕЦКИЙ Владимир Филиппович - Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;
НИКОЛАЕВ Николай Петрович - Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям;
ПОПОВ Сергей Александрович - Первый заместитель председателя Законодательного Собрания Красноярского края, председатель комитета по государственному устройству и местному самоуправлению;
ЦОРИЕВА Алета Таймуразовна - Первый заместитель министра экономического развития Республики Северная Осетия – Алания;
НАУМОВ Александр Анатольевич - Председатель Комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы;
ИГНАТЬЕВА Александра Витальевна - Генеральный директор Союза российских городов;
ЛЕБЕДЕВ Сергей Владимирович - Министр территориального развития Камчатского края;
ШУГРИНА Екатерина Сергеевна - Ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра местного самоуправления Института управления и регионального развития РАНХиГС, д-р юрид. наук, профессор;
МАКСИМОВ Андрей Николаевич - Председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по территориальному развитию и местному самоуправлению;
ТРУХАЧЕВА Ольга Николаевна - Начальник отдела оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области;
КАЗОРИН Андрей Александрович - Первый заместитель директора департамента внутренней политики Брянской области;
АНАНЬЕВА Оксана Владимировна - Руководитель Центра территориального развития и межмуниципальных проектов АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области».
Активное участие в обсуждении приняли первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления И.В.Сапко, члены Комитета А.Л.Сидоров и А.П.Марков, директор Департамента регионального развития Минэкономразвития России И.В.Егоров.
С рекомендациями «круглого стола» после доработки с учетом состоявшейся дискуссии и высказанных предложений можно будет ознакомится после утверждения на сайте Комитета.