2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме.

2 апреля 2021

Аутизм – расстройство психического и психологического развития, при котором у человека ярко выражен недостаток эмоций и сферы общения, а в действиях часто нет социального смысла. Само слово переводится как «человек внутри себя» или «ушедший в себя».

У малышей это заболевание возникает из-за нарушений в развитии головного мозга. Ребенок совершает повторяющиеся действия, его интересы ограничены, он почти ни с кем не разговаривает, не хочет и не может общаться с другими детьми. Признаки аутизма можно заметить у ребенка до 3 лет. Среди мальчиков аутистов в 5 раз больше, чем среди девочек. Данная патология может сопровождаться как умственной отсталостью, так и гениальностью, однако далеко не все аутисты умеют применять свой интеллект.

 

Современная медицина старается избегать термина «аутизм», заменяя его фразой «расстройства аутического спектра» (РАС). Часть экспертов ставит  аутизм между психиатрией и неврологией, другая часть убеждена, что вся коррекция аутизма заключается в образовательной и социальной сфере. Во многих странах аутизм запрещено называть болезнью, это считается особенностью развития. Но очевидно, что подход к каждому ребенку с такой проблемой должен быть сугубо индивидуальным.

 

Анализ ситуации в мире показывает, что наибольшее количество аутистов проживает в Южной Корее и Америке, где РАС диагностируется у одного ребенка из 160-ти. Россия же и страны ближнего зарубежья столкнулись с этой патологией сравнительно недавно. По данным статистики, сегодня в РФ около 30-ти тысяч детей страдают аутизмом. На Камчатке в 2019 году насчитывался 161 человек с подобными расстройствами, в 2020 – 188.

 

«Детский аутизм существовал и в Советском Союзе, а в 2000-х годах, когда число таких детей стало быстро расти, аутизм вошел в официальные отчеты отдельной строкой. На Камчатке в 2020 году список детей с РАС пополнили 27 человек», - сообщила зав. детским отделением краевого психоневрологического диспансера Наталья Костылева.

 

Проявления аутизма с возрастом могут как сглаживаться, что влечет успешную социальную адаптацию, так и усугубляться. На это влияют своевременность лечения, тяжесть протекания симптомов, обучение социальным навыкам, раскрытие потенциала. Медикаментозные средства для облегчения состояния аутистов используются только при наличии других психопатологий. Методов, снимающих все симптомы полностью, до сих пор не существует.

«Для таких детей во всем мире признана методика «АBA», предусматривающая все виды коррекции – медикаментозную, психолого-педагогическую, нейропсхологическую, биоакустическую и другие. Ее успешно используют и здесь, а кроме того, для детей с аутическими расстройствами разработаны разные курсы реабилитации в крупных российских центрах, например, в знаменитом «Реацентре» в Самаре», - рассказала Наталья Костылева».

 

Ежегодно 2 апреля отмечается как Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 2008 году. В этот день по всему миру в поддержку людей с РАС проводится акция «Зажги синий», когда улицы, площади, достопримечательности, витрины и музейные залы освещаются синим цветом, который считается международным символом аутизма.

 

Первой симптомы детского аутизма в 1925 году описала основоположница детской психиатрии в СССР Груня Ефимовна Сухарева. Статья Лео Каннера «Аутистические нарушения аффективного контакта» увидела свет только в 1943 году. Поскольку до 1996 года работы Сухаревой в англоязычном мире не были известны, в США Л. Каннер считается первооткрывателем этой болезни.