Виктор Кидяев. "О но­вом эта­пе раз­ви­тия мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния в Рос­сии"

15 апреля 2019

Пре­зидент Обще­рос­сий­ско­го кон­грес­са му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний, пер­вый за­мес­ти­тель ру­ково­дите­ля фрак­ции "Еди­ная Рос­сия" в Госу­дарс­твен­ной Думе РФ Вик­тор Кидя­ев выс­ту­пил на Общем соб­ра­нии ОКМО с док­ла­дом "О но­вом эта­пе раз­ви­тия мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния в Рос­сии".

В на­чале выс­тупле­ния он осо­бо под­чер­кнул, что на­чиная с это­го го­да, 
сис­те­ма пуб­личной влас­ти в Рос­сии пе­реш­ла на но­вые ме­тоды ра­боты 
в со­от­ветс­твии с май­ским Ука­зом Пре­зиден­та. По сло­вам Вик­то­ра Кидя­ева, в свя­зи с ре­али­заци­ей Ука­за и раз­ра­ботан­ных в со­от­ветс­твии с ним нац­про­ек­тов, на сов­ре­мен­ном эта­пе тре­бу­ет­ся об­новле­ние мо­тива­ций и в це­лом уп­равлен­ческих под­хо­дов. "Не по­бо­юсь ска­зать, что у мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния на­чина­ет­ся но­вый этап раз­ви­тия". Далее пре­зидент Кон­грес­са пе­речис­лил ос­новные вы­зовы се­год­няшне­го дня, сто­ящие пе­ред Кон­грес­сом за­дачи и глав­ные нап­равле­ния ра­боты на бли­жай­шую пер­спек­ти­ву. В их чис­ле Вик­тор Кидя­ев, в час­тнос­ти, наз­вал:

Про­дол­же­ние ра­боты по нап­равле­нию "Циф­ро­вой му­ници­пали­тет". Вик­тор Кидя­ев на­пом­нил ос­новные нап­равле­ния ра­боты по циф­ро­виза­ции МСУ меж­ре­ги­ональ­ной ра­бочей груп­пы по циф­ро­виза­ции мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния. В ее сос­тав вош­ли гла­вы тех субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­рации, ко­торые учас­тву­ют в про­ек­те ОКМО по циф­ро­виза­ции МСУ. Эта ра­бочая груп­па бу­дет оп­ре­делять фун­кци­ональ­ные за­дачи и стра­теги­чес­кие нап­равле­ния циф­ро­виза­ции и так­же ста­нет ор­га­ном об­ратной свя­зи меж­ду Кон­грес­сом, ре­ги­она­ми и му­ници­пали­тета­ми, "что­бы циф­ро­вой му­ници­пали­тет мож­но бы­ло нас­тра­ивать как под те­кущие, так и под стра­теги­чес­кие за­дачи раз­ви­тия тер­ри­торий". При этом Вик­тор Кидя­ев под­чер­кнул, что ко­неч­ный про­дукт про­ек­та не мо­жет быть ком­мерчес­ким: "В этом про­ек­те, как и во всех дру­гих, Кон­гресс ра­бота­ет на го­сударс­твен­ные ин­те­ресы, на по­выше­ние ка­чес­тва му­ници­паль­но­го уп­равле­ния".

Про­дол­жа­ет­ся ра­бота по нап­равле­нию "Инвен­та­риза­ция пол­но­мочий МСУ" .
Вик­тор Кидя­ев на­пом­нил, что в этой час­ти Кон­гресс соб­рал 420 пред­ло­жений из му­ници­пали­тетов всех субъ­ек­тов фе­дера­ции. Эти пред­ло­жения уже от­ра­бота­ны с пи­лот­ны­ми ре­ги­она­ми, со­об­щил он. Пре­зидент Кон­грес­са в сво­ем док­ла­де обоб­щил по­лучен­ные пред­ло­жения по груп­пам:
- обес­пе­чить ме­тодо­логи­чес­кую ба­зу ре­али­зации пол­но­мочий;
- уточ­нить раз­мы­тые фор­му­лиров­ки, та­кие как «соз­да­ние» или «обес­пе­чение бла­гоп­ри­ят­ных ус­ло­вий», «учас­тие», «со­дей­ствие» и т.д.; 
- усо­вер­шенс­тво­вать ме­ханиз­мы фи­нан­со­вого обес­пе­чения пол­но­мочий;
- раз­гра­ничить от­дель­ные пол­но­мочия меж­ду ор­га­нами го­сударс­твен­ной влас­ти и ор­га­нами МСУ.
"Кол­ле­ги из ре­ги­онов, как и мно­гие пред­ста­вите­ли МСУ, от­ме­чали, что мес­тные влас­ти, с од­ной сто­роны, на­деле­ны пол­но­мочи­ями го­сударс­твен­ной при­роды: это мо­били­заци­он­ная под­го­тов­ка, де­ятель­ность ава­рий­но-спа­сатель­ных служб и т.д. С дру­гой сто­роны, в сос­та­ве воп­ро­сов мес­тно­го зна­чения не хва­та­ет пол­но­мочий,
ко­торые мож­но эф­фектив­но ис­полнить на мес­тном уров­не, нап­ри­мер, со­ци­аль­ная по­мощь на­селе­нию. Есть пра­ва ор­га­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния. Но ес­ли бюд­жет до­таци­он­ный, то свои пра­ва му­ници­паль­ное об­ра­зова­ние ре­али­зовать не мо­жет" - за­явил Вик­тор Кидя­ев. По его сло­вам, Кон­гресс обоб­щил пред­ло­жения по со­вер­шенс­тво­ванию за­коно­датсль­ства о МСУ и в нас­то­ящее вре­мя вмес­те с Минэ­коном­разви­тия Рос­сии рас­сы­ла­ет их по субъ­ек­там РФ для сбо­ра за­меча­ний и пред­ло­жений.

Вик­тор Кидя­ев в сво­ем док­ла­де дал оцен­ку сос­то­яния фи­нан­сов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния. По его сло­вам, на 1 ян­ва­ря 2018 г. об­щий объ­ем до­ходов мес­тных бюд­же­тов пре­высил объ­ем рас­хо­дов мес­тных бюд­же­тов на 18,8 млрд руб­лей. Он пред­ло­жил вни­матель­но пос­мотреть, что сто­ит " за этим яко­бы про­фици­том". Ситу­ация, по мне­нию Вик­то­ра Кидя­ева< да­леко нпе столь ра­дуж­ная, как ви­дит­ся на пер­вый взгляд: "Пер­вое – об­ло­жение зе­мель­ным на­логом по ка­дас­тро­вой сто­имос­ти. Эти день­ги пос­ту­пили в на­чале де­каб­ря, и му­ници­пали­теты прос­то не ус­пе­ли их пот­ра­тить в те­кущем фи­нан­со­вом го­ду. Плюс тран­сфер­ты на ре­али­зацию на­ци­ональ­но­го про­ек­та «Фор­ми­рова­ние ком­фор­тной го­род­ской сре­ды». 
Более по­лови­ны всех до­ходов мес­тных бюд­же­тов по­лучи­ли го­род­ские ок­ру­га - 2,131 трлн руб­лей. А ма­лые го­рода, то есть го­род­ские по­селе­ния, за­вер­ши­ли прош­лый год с ми­нусом по до­ходам на 7,5 про­цен­та. Их до­ходы сос­та­вили все­го 154,4 млрд. руб­лей. В сель­ских по­селе­ни­ях до­ходы бы­ли 208,5 млрд. руб­лей - здесь мы ви­дим рост к прош­ло­му го­ду на 3,6. И нас очень бес­по­ко­ит, что у му­ници­пали­тетов рас­тут дол­ги. Но мы по-преж­не­му не зна­ем, сколь­ко мес­тным бюд­же­там нуж­но де­нег на ис­полне­ние пол­но­мочий. Нуж­ны кри­терии в ви­де мо­дель­ных мес­тных бюд­же­тов для каж­до­го ви­да му­ници­пали­тетов".

Лидер Кон­грес­са в оче­ред­ной раз за­явил о не­об­хо­димос­ти ра­рабо­тать го­сударс­твен­ную стра­тегию раз­ви­тия МСУ. Этот воп­рос от­ме­чен в ут­вер­жден­ной му­ници­паль­ным со­об­щес­твом Резо­люции Съ­ез­да ОКМО по нац­про­ек­там 7-8 фев­ра­ля 2019 го­да.
В стра­тегии, по мне­нию Вик­то­рая Кидя­ева, не­об­хо­димо от­ра­зить це­ли и за­дачи раз­ви­тия мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния и му­ници­паль­но­го уп­равле­ния. Так­же не­об­хо­димо пре­дус­мотреть соз­да­ние та­ких важ­ных ме­ханиз­мов, как:
- меж­му­ници­паль­ное хо­зяй­ствен­ное сот­рудни­чес­тво,
- раз­ви­тие го­род­ских аг­ло­мера­ций, 
-ав­то­мати­зация ти­повых уп­равлен­ческих про­цедур на ос­но­вании му­ници­паль­ной ста­тис­ти­киб
- неп­ре­рыв­ная сис­те­ма под­го­тов­ки сов­ре­мен­ных уп­равлен­ческих кад­ров для мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния.


Вик­тор Кидя­ев под­робно рас­ска­зал об учас­тии Кон­грес­са в со­вер­шенс­тво­вании за­коно­датель­ства о мес­тном са­мо­уп­равле­нии во вза­имо­дей­ствии с Коми­тетом Госу­дарс­твен­ной Думы по фе­дера­тив­но­му ус­трой­ству и воп­ро­сам МСУ и с уче­том пред­ло­жений чле­нов Кон­грес­са. 

В сво­ем док­ла­де пре­зидент ОКМО со­об­щил важ­ней­шую для му­ници­паль­но­го со­об­щес­тва но­вость: груп­па де­пута­тов Гос­ду­мы раз­ра­бота­ла про­ект поп­ра­вок в 184-й фе­дераль­ный за­кон, на­деля­ющих ре­ги­ональ­ные со­веты му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний пра­вом за­коно­датель­ной ини­ци­ати­вы
на уров­не субъ­ек­тов РФ. 
Дан­ный за­коноп­ро­ект, од­ним из ав­то­ров ко­торо­го яв­ля­ет­ся Вик­тор Кидя­ев. пред­ла­га­ет от­нести к пол­но­мочи­ям глав ре­ги­онов зас­лу­шива­ние еже­год­ных док­ла­дов СМО субъ­ек­та РФ о сос­то­янии мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния в дан­ном субъ­ек­те фе­дера­ции. Парал­лель­но пред­ла­га­ет­ся до­пол­нить статью 66 ФЗ № 131 но­вым пун­ктом о том, что со­вет му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний пред­став­ля­ет гла­ве ре­ги­она еже­год­ный док­лад о сос­то­янии МСУ, а по­рядок пред­став­ле­ния та­кого док­ла­да ут­вер­жда­ет­ся за­коном субъ­ек­та РФ. В статье 67 ФЗ № 131 пред­ла­га­ет­ся зак­ре­пить за Еди­ным об­ще­рос­сий­ским объ­еди­нени­ем му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний фун­кцию пред­став­ле­ния еже­год­но­го док­ла­да Пра­витель­ству Рос­сии.
Вик­тор Кидя­ев осо­бо под­чер­кнул, что за­коноп­ро­ект раз­ра­ботан в т.ч. с уче­том пред­ло­жений, по­лучен­ных в ре­зуль­та­те стра­теги­чес­кой се­сии для СМО на Съ­ез­де ОКМО 7 фев­ра­ля это­го го­да. Доку­мент уже по­лучил пред­ва­ритель­ное одоб­ре­ние Минюс­та Рос­сии и в бли­жай­шее вре­мя бу­дет вне­сен в Гос­ду­му Рос­сии. 

В чис­ле дру­гих важ­ней­ших за­коноп­ро­ек­тов, над ко­торы­ми идет кро­пот­ли­вая ра­бота, пре­зидент ОКМО, в час­тнос­ти, наз­вал:
- при­нятый в пер­вом чте­нии за­коноп­ро­ект об оп­ти­миза­ции ос­нов тер­ри­тори­аль­ной ор­га­низа­ции МСУ. (му­ници­паль­ных ок­ру­гах). Как ска­зал в сво­ем док­ла­де Вик­тор Кидя­ев, есть боль­шие воп­ро­сы, свя­зан­ные с прак­ти­кой ук­рупне­ния му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний пу­тём их сли­яния в го­род­ские ок­ру­га. "Такие го­род­ские ок­ру­га не­ред­ко яв­ля­ют­ся, по су­ти, сель­ски­ми тер­ри­тори­ями, в луч­шем слу­чае сель­ско-го­род­ски­ми. И не­ред­ко на этих тер­ри­тори­ях воз­ни­ка­ют проб­ле­мы с ока­зани­ем ус­луг на­селе­нию в сфе­ре здра­во­ох­ра­нения, 
об­ра­зова­ния, тран­спор­та, но­тари­ата и т.д. Посе­ления лик­ви­диро­вали, а го­род­скую ин­фраструк­ту­ру не соз­да­ли", - оха­рак­те­ризо­вал си­ту­ацию пре­зидент ОКМО. Вве­дение ФЗ № 131 но­вого (вось­мо­го) ти­па му­ници­паль­но­го об­ра­зова­ния – му­ници­паль­но­го ок­ру­га по­может ре­шить эти проб­ле­мы. При этом Вик­тор Кидя­ев как один из со­ав­то­ров за­коноп­ро­ек­та об­ра­тил вни­мание на то, что од­новре­мен­но за­коноп­ро­ект пред­ла­га­ет зак­ре­пить сле­ду­ющие кри­терии для соз­да­ния го­род­ских ок­ру­гов: "Если на го­род­ской тер­ри­тории по­селе­ния про­жива­ет не ме­нее 2/3 от об­ще­го чис­ла жи­телей, то дан­ный му­ници­паль­ный рай­он мо­жет быть пре­об­ра­зован в го­род­ской ок­руг. Если же нет, то пре­об­ра­зовы­вать мож­но толь­ко в му­ници­паль­ный ок­руг. Мы так­же пред­ла­га­ем ус­та­новить зап­рет на уп­раз­дне­ние МСУ в тех сель­ских по­селе­ни­ях, где про­жива­ет бо­лее 5000 жи­телей". Он под­чер­кнул, что "за­коноп­ро­ект не пре­дус­матри­ва­ет ав­то­мати­чес­ко­го пре­об­ра­зова­ния всех рай­онов. Пре­об­ра­зова­ние воз­можно толь­ко на ос­но­вании ре­ги­ональ­но­го за­кона с учё­том мне­ния на­селе­ния, 
вы­ражен­но­го пред­ста­витель­ны­ми ор­га­нами по­селе­ний, вхо­дящи­ми в сос­тав рай­она".
Пре­зидент ОКМО со­об­щил, что пред­ла­га­ет­ся ус­та­новить пе­реход­ный пе­ри­од до 1 ян­ва­ря 2025 го­да и что во вто­ром чте­нии до­кумент бу­дет рас­смот­рен во вре­мя ве­сен­ней сес­сии. Он приз­вал пред­ста­вите­лей ре­ги­онов при­сылать пред­ло­жения и за­меча­ния к за­коноп­ро­ек­ту мож­но пред­ста­вить до 17 ап­ре­ля вклю­читель­но.

- так­же при­нятый в пер­вом чте­нии за­коноп­ро­ект, нап­равлен­ный на обес­пе­чение на­селе­ния но­тари­аль­ны­ми ус­лу­гами.Доку­мент ка­са­ет­ся от­да­лен­ных и ма­лона­селен­ных сель­ских по­селе­ний, а так­же на­селен­ных пун­ктов
в сос­та­ве вновь об­ра­зован­ных го­род­ских ок­ру­гов. Зако­ноп­ро­ет пред­ла­га­ет на­делить гла­ву ад­ми­нис­тра­ции по­селе­ния пол­но­мочи­ями по со­вер­ше­нию но­тари­аль­ных дей­ствий на тер­ри­тории по­селе­ния, а гла­ву му­ници­паль­но­го рай­она упол­но­мочить 
на но­тари­аль­ное обес­пе­чение меж­се­лен­ной тер­ри­тории. "Для от­да­лен­ных на­селен­ных пун­ктов вновь об­ра­зован­ных го­род­ских ок­ру­гов но­тари­аль­ные дей­ствия смо­жет ис­полнять спе­ци­аль­но упол­но­мочен­ное дол­жностное ли­цо
мес­тной ад­ми­нис­тра­ции го­род­ско­го ок­ру­га", - со­об­щил Вик­тор Кидя­ев.

за­коноп­ро­ект об уп­ро­щении по­ряд­ка пре­дос­тавле­ния дек­ла­рации о до­ходах и иму­щес­тве де­пута­тами сель­ских по­селе­ний, ра­бота­ющи­ми на не­ос­во­бож­денной ос­но­ве. Авто­ры до­кумен­та, сре­ди ко­торых Вик­тор Кидя­ев, пред­ла­га.n от­ме­нить для ука­зан­ных сель­ских де­пута­тов обя­зан­ность пре­дос­тавлять дек­ла­раци­ив тех слу­ча­ях, ес­ли в от­четном го­ду ими не при­об­ре­тались нед­ви­жимость, тран­спортные средс­тва, цен­ные бу­маги и ак­ции. В этих слу­ча­ях дек­ла­рацию за­менит со­от­ветс­тву­ющее уве­дом­ле­ние на имя гла­вы ре­ги­она. "Если же сдел­ки со­вер­ша­лись или де­пута­ты ра­бота­ют на ос­во­бож­денной ос­но­ве, но дек­ла­рация офор­мле­на с ошиб­ка­ми, пред­ла­га­ет­ся ввес­ти аль­тер­на­тив­ные ме­ры на­каза­ния: пре­дуп­режде­ние и ос­во­бож­де­ние от дол­жнос­ти, за­меща­емой на ос­во­бож­денной ос­но­ве, но с сох­ра­нени­ем де­путат­ско­го ман­да­та. Лише­ние пол­но­мочий де­пута­та дол­жно стать край­ней ме­рой", - под­чер­кнул Вик­тор Кидя­ев.

за­коноп­ро­ект, на­деля­ющий му­ници­паль­ные те­лека­налы ста­тусом обя­затель­ных об­ще­дос­тупных те­лека­налов(при­нят в пер­вом чте­нии 4 ап­ре­ля) "бу­дет спо­собс­тво­вать раз­ви­тию ин­форма­ци­он­ной по­лити­ки на мес­тах" и поз­во­лит сох­ра­нить му­ници­паль­ные СМИ при пе­рево­де на циф­ро­вое ве­щание.

- не­дав­но вне­сен­ный в Гос­ду­му за­коноп­ро­ект, уточ­ня­ющий по­рядок офи­ци­аль­но­го опуб­ли­кова­ния му­ници­паль­ных пра­вовых ак­тов. 
При от­сутс­твии у му­ници­пали­тета сво­его ин­тернет-сай­та акт мо­жет быть раз­ме­щен на офи­ци­аль­ном сай­те со­от­ветс­тву­юще­го рай­она или го­род­ско­го ок­ру­га с внут­ри­город­ским де­лени­ем. Так­же ав­то­ры за­кона, в чис­ле ко­торых Вик­тор Кидя­ев, пред­ла­га­ют уб­рать су­щес­тву­ющую уточ­ня­ющую нор­му о том, что се­тевая пуб­ли­кация воз­можна толь­ко в от­но­шении объ­ем­ных гра­фичес­ких и таб­личных при­ложе­ний к му­ници­паль­но­му пра­вово­му ак­ту. При этом Вик­тор Кидя­ев под­чер­кнул, что и пос­ле при­нятия дан­но­го про­ек­та, пе­ри­оди­чес­кое пе­чат­ное из­да­ние и (или) се­тевое из­да­ние, в ко­тором впер­вые опуб­ли­кован му­ници­паль­ный акт, дол­жно быть ука­зано в ус­та­ве му­ници­паль­но­го об­ра­зова­ния. Пре­зидент ОКМО об­ра­тил вни­мание на то, что сбор от­зы­вов, за­меча­ний и пред­ло­жений по дан­но­му за­коноп­ро­ек­ту бу­дет ид­ти до се­реди­ны мая.

В за­вер­ше­ние сво­его док­ла­да пре­зидент Кон­грес­са приз­вал му­ници­пали­теты и ре­ги­ональ­ные СМО мак­си­маль­но ак­тивно учас­тво­вать в оче­ред­ном Все­рос­сий­ском кон­курсе «Луч­шая му­ници­паль­ная прак­ти­ка». "Сегод­ня пер­вые мес­та за­нима­ют те, кто про­яв­ля­ет ини­ци­ати­ву. Луч­шие му­ници­паль­ным прак­ти­ки – как раз про это: не про ис­полни­тель­скую дис­ципли­ну, а про по­иск но­вых ре­сур­сов и ре­али­зацию но­вых под­хо­дов", - ска­зал Вик­тор Кидя­ев. Так­же он осо­бо от­ме­тил, что ра­бота над все­ми пе­речис­ленны­ми им ини­ци­ати­вами и про­ек­та­ми ве­дет­ся по пред­ло­жени­ям< проз­ву­чав­шим на фев­раль­ском Съ­ез­де ОКМО "Учас­тие мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния в ре­али­зации нац­про­ек­тов". "Все, о чем мы с ва­ми го­вори­ли на съ­ез­де, се­год­ня прет­во­ря­ет­ся в жизнь", - ска­зал Вик­тор Кидя­ев.
 

Истояник: официальный сайт ОКМО