20 ноября 2018
16 ноября в Государственной Думе состоялось заседание "круглого слола" на тему "Мониторинг практики применения Федерального закона от 3 апреля 2017 г. № 64-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции". Проблемы и пути их решения в свете реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы", организованного Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции и Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Со вступительным словом выступил председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
В. Пискарев сослался на статистику Следственного комитета, согласно которой до принятия законопроекта ежегодно на уровне местной власти привлекались к ответственности из-за коррупционных преступлений 250-300 человек. Сейчас это число сократилось до 150 человек.
Зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный напомнил, что сейчас в России принято уже более 100 нормативно-правовых актов в сфере борьбы с коррупцией. Для сравнения – в первые 15 лет постсоветского времени было принято только 9 антикоррупционных нормативно-правовых актов. «В частности, усилили карательную деятельность – дача взятки теперь наказывается 15 годами лишения свободы. Появилось декларирование доходов, а позже и расходов. Контроль соответствия расходов доходам ведется на всех этажах власти. Меры применяются вплоть до конфискации имущества, если чиновник не может объективно объяснить его появление», – сказал он.
Сейчас в России принято уже более 100 нормативно-правовых актов в сфере борьбы с коррупцией
Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что и дальше надо совершенствовать антикоррупционное законодательство. Так, директор департамента госполитики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты РФ Дмитрий Баснак предложил адаптировать нормы антикоррупционного законодательства к потребностям страны. «Сложности в том, что у нас большая страна, большая специфика, многообразие. Конечно, нормами закона сделать подходящий абсолютно для всех вариант будет непросто. Может быть, нам подумать о каких-то модельных актах или разъяснениях, которые могли бы содержать несколько вариантов антикоррупционной работы», – заявил он.
В своем выступлении председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления А.Н.Диденко отметил, что депутаты всех уровней (федерального, регионального, местного) имеют равный политико-правовой статус, а следовательно, должны иметь единые ограничения, обязанности и запреты, и, что более важно, санкции за их неисполнение должны быть одинаковы.
Также А.Н.Диденко высказал позицию о необходимости обсуждения вопроса об отмене обязанности представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей для депутатов представительных органов сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной основе, или введении нормы, позволяющей им подавать сведения в упрощенном порядке, например, декларировать только крупные сделки после их совершения, не отчитываться каждый год, а направлять сведения по мере их изменения.
По мнению А.Н.Диденко и участников «круглого стола» необходима дифференциация коррупционных правонарушений для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, прежде всего по степени вреда, нанесенного публичным интересам, и наличия умысла, а также необходимо предусмотреть иные меры ответственности помимо лишения их полномочий (дисциплинарной, административной).
Однако, вопрос о привлечении депутатов муниципальных образований к дисциплинарной ответственности, является дискуссионным, так как они не состоят в трудовых отношения.
На заседании «круглого стола» выступили:
Председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ДИДЕНКО Алексей Николаевич |
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции ВЫБОРНЫЙ Анатолий Борисович |
Начальник Департамента организационно-аналитического обеспечения Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции КУЗЬМИН Евгений Анатольевич |
Заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации ЮСУФОВ Аслан Шихздаевич |
Директор Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации БАСНАК Дмитрий Валерьевич |
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции ВАЛЕЕВ Эрнест Абдулович |
Член Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления МАРКОВ Андрей Павлович |
Директор правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области АНДРЕЕЧЕВ Игорь Сергеевич |
Секретарь межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан КАСЬЯНОВ Алексей Анатольевич |
Член комиссии Общественной палаты Российской Федерации по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и дорогам ДЗЮБА Галина Юрьевна |
С заключительным словом выступили председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления А.Н.Диденко и председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции В.И.Пискарев. Оба подчеркнули, что подобные мероприятия с выявлением мнения регионов и муниципальных образований необходимо проводить на постоянной основе, в том числе и выездного характера, чтобы мониторинг ситуации с правоприменением норм, а также при необходимости их коррекция, были максимально эффективными.