5 декабря 2019
Принятие законопроекта позволит создать системное процессуальное регулирование контрольно-надзорной деятельности, нацеленное на минимизацию административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.
Проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан Минэкономразвития России в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утверждённого Председателем Правительства.
В целях регулирования отношений, связанных с организацией и осуществлением государственного и муниципального контроля, законопроектом предусматривается:
- закрепление прав и обязанностей всех ключевых участников контрольно-надзорной деятельности;
- установление процессуальных основ осуществления государственного и муниципального контроля, введение понятия контрольно-надзорного производства, определение исчерпывающего перечня оснований и поводов открытия контрольно-надзорного производства, в рамках которого действия инспектора контрольно-надзорного органа и других участников контрольно-надзорной деятельности должны иметь процессуальное обоснование и совершаться в определённых законопроектом процессуальных формах, при этом контрольно-надзорные мероприятия могут проводиться только после открытия контрольно-надзорного производства;
- расширение перечня видов контрольно-надзорных мероприятий (проверка, выездное обследование, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд);
- закрепление для каждого вида контрольно-надзорных мероприятий допустимых действий контрольно-надзорного органа: содержание, длительность, глубина контроля, параметры периодичности и количество плановых мероприятий;
- установление процедуры проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, а также исполнение предписаний и иных решений контрольно-надзорных органов (должностных лиц) по результатам такой оценки;
- закрепление показателей результативности, основанных на фактическом ущербе;
- определение основных понятий и порядка правового регулирования систем управления рисками при проведении государственного и муниципального контроля, использование которых позволит контрольно-надзорным органам сосредоточить усилия и ресурсы на проведении контрольно-надзорных мероприятий на объектах, нарушение обязательных требований на которых несёт наибольшую угрозу охраняемым законом интересам, при этом при отнесении объектов контроля к категориям риска контрольно-надзорные органы должны учитывать степень тяжести, масштаб и устранимость негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения организациями и гражданами обязательных требований, а также вероятность их наступления;
- обязательность проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), которые являются приоритетными по отношению к контрольно-надзорным мероприятиям (к числу профилактических мероприятий законопроектом отнесены: информирование, обобщение правоприменительной практики, выпуск руководств по соблюдению обязательных требований, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, выдача рекомендаций по соблюдению обязательных требований, осуществление консультирования, профилактическое сопровождение, самообследование, профилактический визит и иные мероприятия).
Законопроектом предусматривается использование информационных технологий при государственном и муниципальном контроле. В случае отсутствия в информационной системе сведений о контрольно-надзорном мероприятии либо отдельном контрольно-надзорном действии такие мероприятия (действия) не приобретают юридического значения, а инспектор не будет допускаться на объект. Все сведения как о действиях контролёров, так и о соблюдении обязательных требований контролируемыми лицами должны быть доступны в информационных системах в режиме реального времени. Расширение инструментов взаимодействия контролируемых лиц и контрольно-надзорных органов через информационные ресурсы, создаваемые контрольно-надзорными органами в обязательном порядке, позволит уменьшить непосредственное взаимодействие контролируемых лиц и контрольно-надзорных органов, повысит оперативность обмена информацией.
Принятие законопроекта позволит создать системное процессуальное регулирование контрольно-надзорной деятельности, нацеленное на минимизацию административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 25 ноября 2019 года.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 28 ноября 2019 года.