12 ноября 2020
На заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления 10 ноября 2020 года рассмотрено 9 законопроектов, 1 подготовлен ко второму чтению, 2 - в первом чтении, по 6 дано заключение в качестве соисполнителя.
С учетом поправок поддержан во втором чтении проект федерального закона № 977183-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по вопросу упрощения процедуры регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов).
Напомним, нормами законопроекта совершенствуется порядок представления для государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования.
Поддержан с учетом замечаний проект федерального закона № 983291-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям", внесенный Правительством Российской Федерации.
Закрепление данных норм в Федеральном законе № 131-ФЗ является весьма важным, поскольку позволит активнее развивать институт территориального общественного самоуправления и сделает работу ТОС еще более эффективной.
Вместе тем, по мнению Комитета, представляется более корректным закрепление за органами местного самоуправления не полномочия по принятию решения об учреждении территориального общественного самоуправления, действующего на основании типового устава, а полномочия по регистрации решения жителей о создании такого территориального общественного самоуправления.
Рассмотрев проект федерального закона № 985497-7 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (по вопросу совершенствования порядка выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы А.Н.Диденко, А.Н.Шериным, А.В.Андрейченко, С.В.Марининым, Комитет рекомендовал изменить текст проекта федерального закона с учетом замечаний, изложенных в заключении Комитета.
Законопроектом предлагается внести положение, согласно которому список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы.
Комитет отмечает, что предложенное регулирование не согласуется с положениями Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Поддержан с учетом замечаний проект федерального закона № 983322-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации», внесённый Правительством Российской Федерации.
Комитет отмечает, что рассматриваемым законопроектом ТОСы исключаются из состава общественных организаций и определяется, что это некоммерческая организация, имеющая свою особую организационно-правовую форму. Предлагается установить, что действующее в качестве юридического лица ТОС является некоммерческой корпоративной организацией.
По мнению Комитета такой подход представляется не вполне удачным, поскольку некоммерческая корпоративная организация предполагает наличие индивидуального членства участников (учредителей). ТОСы должны быть отнесены не к корпоративным юридическим лицам (корпорациям), а к унитарным юридическим лицам (у них членства нет).
Кроме этого законопроектом в ГК РФ вводится отдельная статья 12316-4, регулирующая создание и деятельность территориального общественного самоуправления.
Комитет считает, что ГК РФ регулирует частно-правовые отношения. По мнению Комитета, все особенности института ТОС должны быть урегулированы в 27 статье Федерального закона № 131-ФЗ, а не в ГК РФ. В ГК РФ уместно сделать ссылку на Федеральный закон № 131-ФЗ, точно так же, как это сделано, например, в отношении общественных движений или в отношении казачьих обществ.
Концептуально поддержан проект федерального закона № 984588-7 «О внесении изменений в статью 31-1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям», внесённый Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предполагается дополнить перечень видов деятельности, позволяющих признавать некоммерческие организации социально ориентированными, деятельностью по осуществлению ТОС.
Соответственно органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделяются правом оказывать ТОС финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также поддержку в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников ТОС и добровольцев (волонтеров).
Комитет отмечает, что наделение ТОСа статусом социально ориентированной некоммерческой организации важно тем, что это предполагает получение определенных льгот, а в некоторых случаях и прямой поддержки со стороны государственных и муниципальных органов.
Однако законопроектом из четырех форм поддержки для социально ориентированных некоммерческих организаций, ТОСам предложена только одна. Остальные недоступны. Это не позволит ТОСам в полной мере получить необходимую им поддержку.
Поддержан с замечаниями и предложениями проект федерального закона № 1027267-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (в целях совершенствования правового регулирования деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля), внесенный депутатами Государственной Думы А.Д.Жуковым, О.В.Савастьяновой, И.Е.Марьяш, И.И.Мельниковым, И.В.Лебедевым, М.В.Емельяновым; сенаторами Российской Федерации Н.А.Журавлевым, А.Д.Артамоновым, С.П.Ивановым, А.А.Салпагаровым, В.В.Семеновым.
Комитет отмечает, что представленная редакция законопроекта нуждается в уточнении и приведении в соответствие с положениями статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ, закрепляющей, среди прочего, виды муниципальных образований.
Полагаем, что в законопроекте должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа необходимо императивно отнести соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям, что позволит четко определить их статус, а также обеспечить укрепление и реализацию принципов эффективности и организационной независимости деятельности указанных органов, а также их самостоятельность.
Кроме того, полагаем, что в законопроекте необходимо установить содержание и правовое значение заключений, которые будут направляться в соответствующие законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований.
Комитет рекомендовал доработать проект федерального закона № 1025103-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" (в части введения нецентрализованной системы водоотведения), внесенный депутатами Государственной Думы П.Р.Качкаевым, С.А.Пахомовым, Р.В.Кармазиной, В.Ф.Шрейдером, В.Е.Булавиновым, и др.
Комитет отмечает, что регулирование тарифов на водоотведение с использованием нецентрализованной системы отведения сточных вод от многоквартирных домов должно осуществляться в обязательном порядке с возможностью дифференциации тарифа с учетом географических, социально-экономических и иных особенностей муниципальных образований, поскольку иное приведет к нарушению равенства граждан в своих правах.
Концептуально поддержан проект федерального закона № 991858-7 "О внесении изменения в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части установления возможности предоставления жилого помещения с согласия в письменной форме граждан в границах другого населенного пункта), внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края.
Комитет отмечает, что обязанность по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда определяется применительно к месту их жительства органом местного самоуправления, к компетенции которого относятся указанные полномочия, за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования.
Комитет отмечает, что в целях решения проблем нуждающихся граждан в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма на территориях отдельных муниципальных образований, в случае письменного согласия граждан на проживание в одном из населенных пунктов соответствующего муниципального образования, концепция законопроекта может быть целесообразной.
Не поддержан проект федерального закона № 1030177-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования предоставления межбюджетных трансфертов", внесенный Мурманской областной Думой.
По мнению Комитета, введение механизма передачи субвенций из местных бюджетов в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях реализации перераспределяемых полномочий может привести к ситуации, при которой перераспределение полномочий по решению вопросов местного значения с одновременной передачей финансовых средств из местных бюджетов (в том числе дефицитных) в бюджеты субъектов Российской Федерации практически девальвирует сложившуюся систему перераспределения полномочий между уровнями публичной власти и решения вопросов местного значения на местном уровне самоуправления.
Источник: сайт Комитета.