Реформа контрольно-надзорной деятельности… Что нового в экологическом и геологическом контроле (надзоре) в части, касающейся объектов недропользования? Обязательность постановки объектов недропользования на учет как объекты НВОС

11 марта 2022

Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края является органом, осуществляющим полномочия по организации и ведению региональных видов контроля (надзора).

До 01.07.2021 года (до вступления в законную силу Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»), осуществляло один вид регионального государственного контроля (надзора) – государственный экологический надзор, который в соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», включал в себя государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. В настоящее время (с 01.07.2021 года) региональный государственный геологический контроль (надзор) имеет статут отдельного вида государственного контроля (надзора), который регламентируется статьей 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

На уровне регионального государственного геологического надзора (контроля) ведется учет объектов недропользования, расположенных на территории Камчатского края в части, касающейся – участков недр местного значения. Законодательно закреплено, что объекты недропользования, в том числе, участки недр местного значения отнесены к объектам негативного воздействия на окружающую среду. Это определено статьей 1 (понятия и определения) Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, где указано, что объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, являются объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

То есть, практические любые объекты хозяйственной и иной деятельности – это объекты негативного воздействия (далее – объекты НВОС).

В это определение входят и эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями одиночные скважинные водозаборы с любым объемом добычи, и объекты добычи твердых полезных ископаемых. Постановка на учет объектов недропользования осуществляется в соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и положениями иных нормативных правовых актов, разработанных и принятых в целях исполнения положений указанной выше статьи 69.2 (включая Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные постановлением Правительства России от 31.12.2020 № 2398, далее – Критерии).

Министерство обращает внимание, что в соответствии с Критериями из участков недр местного значения практически все карьеры по добыче ОПИ, разрабатываемые на территории Камчатского края, относятся к III категории объектов НВОС, скважинные водозаборы при добыче до 500 куб.м.– к IV категории объектов НВОС.

Таким образом, постановке на учет как объекты НВОС подлежат все введенные в эксплуатацию (эксплуатируемые) объекты недропользования!

В связи с выделением в отдельный вид государственного контроля (надзора) в отношении объектов недропользования, владельцы лицензий сталкиваются с тем, что эксплуатируемые ими объекты недропользования подлежат двойному учету и, соответственно, двум независимым видам регионального контроля (надзора) – экологическому и геологическому! Кроме того, возможна ситуация, когда участки недр местного значения могут подлежать федеральному государственному экологическому контролю (надзору) по причине их соответствия критериям, установленным статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, и региональному государственному геологическому контролю (надзору), так как разграничения полномочий по осуществлению геологического контроля (надзора) закреплено в статье 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 (без учета статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Так, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 определено, что в отношении участков недр местного значения осуществляется только региональный государственный геологический контроль (надзор).

В рамках мониторинга экологической безопасности, включающего выездные обследования территорий, земельных участков, водных объектов и пр. с целью профилактики нарушения хозяйствующими субъектами требований природоохранного законодательства управлением государственного экологического надзора Министерства выполнен анализ сведений, содержащихся в ПТО НВОС (региональные объекты), и информации, содержащейся в реестре недропользователей Камчатского края (участки недр местного значения). По результатам анализа, установлено, что многие объекты недропользования не поставлены на государственный учет как объекты негативного воздействия.

В целях профилактики подобных нарушений, Министерство просторно разъясняет, что в соответствии со статьёй 69.2 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат обязательной постановке на государственный учёт юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены постановлением Правительства России от 31.12.2020 № 2398.

Ведение государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с правилами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.

Министерство предупреждает, что в соответствии со статьей 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учётных сведений влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно примечанию к указанной статье КоАП РФ, за данное административное правонарушение лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель), несёт административную ответственность как юридическое лицо.