25 марта 2021
На заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которое состоялось в правительстве Камчатского края, отметили необходимость формирования навыков безопасного и ответственного поведения в сети Интернет.
Специалисты КГАУ «Камчатский Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» провели анкетирование среди учащихся по вопросу использования несовершеннолетними информационно-коммуникационной сети Интернет. Результаты были проанализированы членами комиссии во главе с заместителем председателя правительства Викторией Сивак.
"В регионе на регулярной основе проводится работа по контролю использования обучающимися интернет-пространства. Зачастую обучающиеся проводят много времени в социальных сетях. Нужно продумать план мероприятий, согласно которому несовершеннолетние будут использовать сеть интернет не только для общения, но и для получения полезной информации. На сегодня во всех посёлках есть возможность получения дополнительного образования. Нужно провести анализ вовлеченности детей в посещение кружков и секций в небольших населённых пунктах. Кроме того, следует показать школьникам, что интернет может быть не просто средством для общения или свободного времяпрепровождения, но и получения полезной информации. Существует много ресурсов, рассчитанных на разный возраст. Они могут заинтересовать несовершеннолетних интересным контентом, который в том числе может способствовать получению новых навыков и знаний», — сказала Виктория Сивак.
Заместитель председателя правительства отметила необходимость разъяснения школьникам возможностей интернет-пространства, а именно наличия полезного контента. Дело в том, что возраст детей, использующих сеть Интернет, имеет тенденцию к снижению. Всё чаще пользователями интернет-пространства становятся младшие школьники. Уже к 5 классу 96,8 % обучающихся имеют возможность выходить в интернет и 93,1% зарегистрированы в различных социальных сетях. Интернет и социальные сети — это реалии современного мира. Поэтому важно не препятствовать детям пользоваться гаджетами, а показать им, что «всемирная паутина» даёт возможность научиться добывать нужную информацию, тренировать внимание и память, решать логические задачи, научиться алгоритмам поиска и т.д.
Для того, чтобы школьникам разъяснить, что контент в интернете может быть не только развлекательным, но и полезным, профильным ведомствам поручено аккумулировать сайты и порталы с подобной информацией для её дальнейшей презентации несовершеннолетним.
Министр образования Александра Короткова сообщила, что в проведенном анкетировании приняли участие больше 18 тысяч человек из 121 образовательной организации края.
«Согласно итогам анкетирования, современные школьники и студенты достаточно сильно погружены в сферу виртуальных взаимодействий в социальных сетях. Среди широкого спектра интересов, подталкивающих школьников к созданию аккаунта в социальных сетях, основным является мотив общения. Камчатские школьники и студенты активно используют социальные сети: большинство обучающихся отметили, что проводят там от 3 до 6 часов в день в день и даже от 6 часов и более в день. Также выяснилось, что почти каждый второй обучающийся сталкивается с конкретными рисками (неэтичная информация, нецензурная лексика и т.д.), а каждый третий – с ситуацией мошенничества в социальных сетях. С клеветой, агрессией в свой адрес, т.е. кибербуллингом, сталкивается каждый четвертый», — отметила Александра Короткова.
В целом родители (с точки зрения несовершеннолетних) недостаточно контролируют поведение детей в виртуальном пространстве. Самый популярный ответ, касающийся отношения родителей к деятельности в интернете детей, - «разрешают свободно пользоваться и не ограничивают во времени». Также, согласно ответам несовершеннолетних, взрослые редко с детьми беседуют на тему безопасности в Интернете. Таким образом, большинство обучающихся показали негативный опыт использования социальных сетей. Данные анкетирования позволяют говорить о необходимости активизации профилактической работы, о разработке и реализации дополнительных мер, направленных на профилактику интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков.
При этом во всех общеобразовательных организациях организована работа с родителями (законными представителями) с целью разъяснения им методов обеспечения защиты детей в сети Интернет. Проводятся родительские собрания и иные просветительские мероприятия, направленные на профилактику интернет-рисков и зависимостей детей, а также по вопросу обеспечения безопасности детей в сети Интернет. В программу проведения родительских собраний включены следующие темы: «Интернет-безопасность для родителей», «Роль родителей в профилактике зависимого поведения у детей и подростков». По итогам анкетирования такую работу нужно не только продолжать, но и усилить.
«В этой связи необходимо повышать компетентность педагогов в вопросах профилактики интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков, включая вопросы интернет-компетентности, просвещать родителей по вопросам интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков, признаков вовлечения детей в деструктивные интернет-сообщества, повышать родительскую ответственность по вопросам пресечения бесконтрольного использования подростком интернет-ресурсов, через которые на него может оказываться деструктивное воздействие, формировать у детей и подростков механизмы критической оценки получаемой в сети Интернет информации и т.д.», — добавила Александра Короткова.
В рамках исполнения данных задач запланировано проведение вебинаров для педагогов, организована работа с родителями. Для воспитанников, посещающих группы дневного пребывания организаций социального обслуживания, а также находящихся в условиях временного приюта, проводятся лектории и практикумы.
Кроме того, при содействии министерства цифрового развития для школьников регулярно проводятся «Уроки цифры», на которых также даётся информация о безопасном использовании интернет-пространства. В период с 8 февраля по 22 февраля 2021 года в рамках всероссийской акции «Урок цифры» по теме «Приватность в цифровом мире» в мероприятии приняли участие более 17 000 (50% от общего числа) обучающихся в школах Камчатского края.