Камчатский проект был представлен на окружном форуме «Наставник» во Владивостоке

23 марта 2018

Окружной форум «Наставник» в ДФО, прошедший в марте в г. Владивостоке, объединил несколько сотен наставников на предприятиях, студентов, представителей региональных бизнес-объединений, органов федеральной и региональной власти, наставников и учащихся ведущих региональных школ, участников кружковых движений.

Камчатский край представили студентка Камчатского колледжа технологии и сервиса, член Совета выпускников Камчатского края Людмила Николаева и заместитель директора Камчатского ресурсного центра содействия развитию семейных форм устройства Диана Приходько.

О форуме, проекте «Наставник», который реализуется в Камчатском крае, Людмила Николаева рассказала в интервью.

Какие актуальные вопросы обсуждали участники форума?

В центре внимания были вопросы наставничества в различных сферах деятельности: лучшие практики наставничества в предпринимательстве, модели взаимодействия бизнес-сообщества, региональных властей и университетов в вопросах поддержки талантов на Дальнем Востоке, роль наставничества в формировании будущего волонтерства. 

Какие тематические площадки были представлены, какая произвела наибольшее впечатление?

Участникам было предложено 4 секции: «Наставничество на производстве», «Наставничество как форма социально-педагогического сопровождения: кто, для кого и как», «Инфраструктура для движения наставников на Дальнем Востоке», «Как наставничество повышает эффективность бизнеса».

Для нас наиболее полезной показалась вторая. В то же время опыт наставничества на производстве, когда опытные специалисты опекают молодых, не менее важен. Поэтому это направление работы, на наш взгляд, необходимо развивать в первую очередь.

В какой секции вы приняли участие?

В секции «Наставничество как форма социально-педагогического сопровождения: кто, для кого и как», которая объединила наставников над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Мы обсудили особенности выбора наставников с учетом потребностей подопечных, вопросы ресурсной и методической поддержки наставничества в социальной сфере и, конечно, мотивацию наставников.

Какие интересные практики наставничества были представлены на форуме?

Нас заинтересовала практика Константиновского центра социальной помощи семье и детям «Росток» Амурской области. Она направлена на профилактику преступности и правонарушений, включающую взаимодействие воспитанников с наставником, организацию занятости подрастающего поколения, знакомство с различными социальными и гендерными ролями. К работе с детьми привлекаются сотрудники МЧС, ФСБ, УФСИН, полиции, детско-юношеской спортивной школы.

Расскажите о вашем проекте.

Камчатский ресурсный центр содействия развитию семейных форм устройства представил проект «Наставник», который реализуется в Камчатском крае с 2016 года.  Цель проекта – сопровождение наставником выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельной жизни. Задачами проекта являются разработка и апробация программы подготовки выпускников таких образовательных организаций к самостоятельной жизни с помощью  наставничества. При этом параллельно ведется разработка критериев и показателей успешности выпускников, обучение волонтеров взаимодействию с   выпускниками и привлечение внимания общественности к проблемам этих ребят с целью оказания содействия в успешной социальной адаптации.

По результатам ежегодного мониторинга «Успешность адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», выявлены проблемы выпускников: отсутствие навыков самообслуживания, коммуникации, снижение интереса к различным видам деятельности, мотивации к их освоению, иждивенчество, отсутствие ответственности за свои поступки. 

Уверены, что положительную роль в системе поддержки выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельной жизни может оказать наставничество, предполагающее наличие у каждого из них значимого друга в лице студента-волонтера, который помогает менее опытному усвоить определенные умения для успешной социальной адаптации. 

Мы убедились в актуальности нашего проекта и считаем необходимым развивать наставничество среди молодежи по принципу «Дети учат детей».

Какие на сегодняшний день есть результаты?

Студенты-волонтеры образовательных организаций краевой столицы уже прошли подготовку по вопросам взаимодействия с выпускниками, посетили организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью знакомства и подбора так называемой пары. Участие в проекте приняли все выпускники 2018 года.

Расскажите о перспективах развития проекта в регионе?

Мы надеемся, что проект «Наставник» будет реализован не только в г. Петропавловске-Камчатском, но и во других муниципальных районах и городских округах Камчатского края. Это, безусловно, поможет активизировать волонтерское движение среди студентов и наставников на производстве над выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Что для вас значит быть наставником? Какова его роль?

На наш взгляд, на форуме было дано самое емкое определение понятия наставник и наставничество: «Наставник – это тот, кто передает личный опыт таланту без посредников, а Наставничество – это «персональная огранка» таланта».

В этих простых словах определены все главные задачи наставничества.

Есть ли у вас пример для подражания?

Для меня истинным примером для подражания является руководитель нашего учреждения Светлана Махфузовна Козелкова, которая всегда открыта для диалога, готова поделиться профессиональным опытом с молодыми специалистами, помочь найти достойный выход из любой ситуации.

Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать наставник?

Участие в форуме дало понимание того, что наставничество – это мощная форма социально-педагогического сопровождения, которая помогает решить задачи социальной адаптации и профессионального самоопределения для различных групп населения, в том числе детей и молодежи. Поэтому наставник должен быть социально активным, инициативным, ответственным, обладать компетенциями и опытом в определенной сфере.