20 октября 2022
Камчатка, как и другие дальневосточные и арктические регионы России, поддерживает законопроект о северном завозе.
Регионы Дальнего Востока и Арктики поддерживают проект федерального закона «О северном завозе», разработанный Минвостокразвития России по поручению Президента страны Владимира Путина и находящийся под контролем зампреда Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева. Документ будет направлен на рассмотрение Правительства в конце октября.
«Камчатка поддерживает разработку и принятие этого законопроекта. Мы были среди активных участников-экспертов, которые обсуждали законопроект, мы давали свои предложения и их учитывали. Минвостокразвития и регионами, которые в этом заинтересованы, была организована большая работа. Бытует такое мнение, что этот законопроект интересен только тем регионам, где есть централизованный завоз продуктов питания. Камчатка не относится к таким регионам – у нас централизованный только завоз топлива. Но, на самом деле, для нас этот закон также важен, как и для регионов с централизованным завозом. Наконец-то, со времён Советского Союза, мы возвращаемся к тому, что законодательно закрепляем понятие Северный завоз, что к нему относится, какие товары, какие нормативы, как они считаются, как пойдёт этот груз. Благодаря такой межрегиональной кооперации в рамках этого законопроекта, мы сможем поддержать друг друга, сможем выстроить единые логистические цепочки в движении грузов и товаров первой необходимости», — рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Всего в периметре Северного завоза находится 25 регионов нашей страны. Ежегодно на закупку и доставку более трёх миллионов тонн грузов выделяется более 87 миллиардов рублей. Необходимость разработки законопроекта, описывающего принципиально новую систему управления завозом продуктов, лекарств, топлива и других жизненно важных товаров для людей, проживающих на труднодоступных территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вызвана несовершенством действующих механизмов.
Наряду со сложными природно-климатическими условиями и инфраструктурными ограничениями, сбои в обеспечении Северного завоза объясняются отсутствием координации и комплексного подхода к организации закупочных процедур и обеспечению транспортировки грузов. В результате сроки завоза срываются, розничная стоимость товаров, включающая наценку за неэффективные закупки и логистику, оказывается недоступной для большинства северян. В ряде регионов Крайнего Севера фиксируется кратное превышение розничных цен на социально-значимые продукты питания, относительно стоимости аналогичных продуктов в центральной России. Например, цены на хлеб, сахарный песок, масло растительное выше в 2,1 раза, пастеризованное молоко дороже в 3,3 раза.
«Мы очень рассчитываем на то, что большую роль в обеспечении Северного завоза сыграет развитие Северного морского пути. Если этот законопроект простимулирует СМП и движение по нему регулярных рейсов, и мы сможем убедить наших предпринимателей в том, что этот регулярный рейс существует с понятным графиком, правилами и с фиксированной ценой, то тогда мы сможем эти потоки переключить исключительно на северную линию и это, конечно бы, удешевило товары – это ускорило бы саму доставку и снизило себестоимость доставки», – добавила Юлия Морозова.
Сегодня создается законодательная основа для развития опорной инфраструктуры, задействованной в Северном завозе. Законопроект определяет источники финансирования работ по содержанию ключевых инфраструктурных объектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Для участников завоза вводится беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры необщего пользования.
Новый закон призван сделать Северный завоз более прогнозируемым и прозрачным. Создается Федеральная система мониторинга северного завоза (ФГИС). В ней будут аккумулироваться все сведения: от планов проведения закупок до результатов тендеров и движения грузов. Тем самым будет обеспечена единая информационная среда для участников Северного завоза, гарантирована прозрачность закупок, созданы условия для ценовой конкуренции между поставщиками однородных товаров. Кроме того, в перспективе оперативные данные мониторинга будут использоваться для оптимизации логистических маршрутов.
Ранжирование грузов, их приоритизация, вкупе с возможностью цифрового сопровождения, при едином морском перевозчике, позволит усилить эффективность и прозрачность системы северного завоза. Такой подход позволит регулировать не только насыщенность грузопотоков, но и их очередность. Предусмотренные в законопроекте нормы позволят гибко и сфокусировано подходить к вопросам инфраструктурного развития северных территорий и финансовому обеспечению таких проектов.
«Этот законопроект создаётся исключительно ради людей. Сегодня мы понимаем, что во многом зависим от природы, от погоды, от того, заполнился пароход, который пойдёт на север или не заполнился и так далее. То есть мы всё время зависим от каких-то форс-мажорных обстоятельств, на которые нам очень сложно повлиять. Защита населения, гарантии населению того, что в установленные сроки определённые партии с товарами первой необходимости придут – это самое главное в этом документе», – отметила зампред правительства Камчатского края.