Ответы на часто задаваемые вопросы по оплате труда

О минимальной заработной плате в Камчатском крае

1) Что включается в минимальную заработную плату, установленную в Камчатском крае.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, которые являются элементами заработной платы (его составной частью), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ).

С 1 января 2019 года МРОТ установлен в размере 11 280 рублей. В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П «По делу о проверке конституционности статей 129, частей 1 и 3 статьи 133, частей 1, 2, 3, 4 и 11 статьи 133.1 ТК РФ» заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера (в том числе в Камчатском крае), определяется в размере не менее вышеуказанной минимальной заработной платы и к ней применяются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера (районные коэффициенты и процентные надбавки, которые установлены законодательством для конкретной местности).

То есть для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Камчатского края (за исключением Корякского округа и Алеутского района), и получающих заработную плату с применением районного коэффициента в размере 1,8 и с начислением процентных надбавок в размере 80 %, минимальная заработная плата установлена с 1 января 2019 года в Камчатском крае (за исключением Корякского округа и Алеутского района) устанавливается на уровне 29 328 рублей (далее - МЗП).

Статьей 133 ТК РФ предусмотрено, что зарплата работника не должна быть ниже минимального размера оплаты труда при одновременном выполнении следующих условий:

- отработан полный месяц (норму рабочего времени);

- выполнена норма труда.

Таким образом, при заключении трудового договора с работником, ему необходимо предусмотреть заработную плату не ниже, действующей в Камчатском крае, МЗП. Вместе с тем доплата сверх заработной платы, определенной трудовым договором, устанавливается в случаях:

 - увеличения объема работы (совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания и др.);

- сверхурочной работы;

- привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни;

- привлечения к работе в ночное время;

- в иных случаях привлечения к работе за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени.

Что касается оплаты труда при работе по совместительству, то этот вопрос регулируется статьей 285 ТК РФ, а также постановлением Правительства Камчатского края от 11.11.2008 № 357-П "Об утверждении Примерного положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству социального развития и труда Камчатского края" (далее – постановление № 357-П). В соответствии с пунктом 1.4. постановления № 357-П оплата труда работников, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени, или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени.

Также обращаем внимание на то, что в соответствии со статьей 258 ТК РФ лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.

2) Оплата труда за сверхурочную работу и работу в ночное время.

В п. 3.5 Постановления от 28.06.2018 № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 ТК РФ в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других» Конституционный Суд РФ указал, что первая часть статьи 153 ТК РФ сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.

Такой порядок расчета обязателен для всех работодателей, поскольку решения Конституционного Суда РФ окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу со дня официального опубликования.

В развитие Постановления Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 № 26-П пунктом 7 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год акцентировано внимание на то, что выплаты за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, осуществляются не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также выплаты за выполнение работ в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляются с учетом выводов, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 № 26-П.

На данную тему Роструд опубликовала ряд разъяснений, в том числе на информационном портале «Онлайнинспекция.рф», в которых говорится о том, что подход в части оплаты труда, представленный в Постановлении КС РФ № 26-П, един для всех работников и работодателей и касается не только двойной оплаты работы в выходные и праздничные дни, но и повышенной оплаты сверхурочной работы и работы в ночные часы, так как в противном случае это ведет к недопустимому снижению причитающегося работникам вознаграждения за труд по сравнению с оплатой аналогичной работы, выполняемой в обычный рабочий день.

Таким образом, Роструд распространил указанное требование на случаи расчета доплат за сверхурочную работу и ночные часы.

Принимая во внимание вышеизложенное следует, что оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, так же, как и при оплате труда в выходной день или нерабочий праздничный день, работодатель должен учитывать не только тарифную часть заработной платы, районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, но и компенсационные и стимулирующие выплаты.

 

Индексация заработной платы работников краевых государственных учреждений в 2019 году

 

В части финансирования расходов на оплату труда работодатели делятся на две группы:

1. За счет собственных средств – в вопросах повышения зарплат ориентируются на свои внутренние нормативные акты;

2. Осуществляющие увеличение за счет средств бюджета (федерального, регионального или местного) – уровень роста заработной платы определяется законодательно.

В число лиц, финансируемых из бюджета, входят:

- находящиеся на госслужбе (военнослужащие, служащие правоохранительных органов, гражданские госслужащие);

- получающие зарплату из бюджетных средств (работники сфер образования, медицины, науки, культуры, социальной) – бюджетники.

Проектом федерального бюджета на 2019-2021 годы прогнозируемый уровень инфляции определен равным 4,3%. В этой связи повышение заработной платы в краевых государственных и муниципальных учреждениях проведено для всех работников (в том числе для «указников») с 1 января 2019 года за счет индексации должностных окладов на 4,3 %.

Необходимо отметить, что Правительством Камчатского края регулярно проводится работа по повышению заработной платы работников краевых государственных и муниципальных учреждений. При этом повышение заработной платы в данных учреждениях осуществляется в более ранние сроки и в большем размере, чем предусмотрено для федеральных учреждений.

За последние 10 лет проводилась систематическая индексация должностных окладов работников краевых государственных и муниципальных учреждений:

Камчатский край

Период

Размер повышения окладов

с 01.12.2008

20,0 %

с 01.01.2010

20,0 %

с 01.05.2011

8,0 %

с 01.10.2012

6,0%

с 01.04.2013

5,5%

с 01.04.2014

5,0 %

с 01.01.2015

7,4 %

с 01.07.2016

7,0 %

с 01.01.2018 

4,0 %

с 01.01.2019

4,3 %

 

В то время, как в федеральных государственных учреждениях индексация заработных плат не производилась на протяжении нескольких лет.

Вместе с тем очередное повышение зарплат работников государственных организаций намечено на 1 октября 2019 года и составит 4,3 %. Соответствующее распоряжение от 13.03.2019 № 415-р подписал премьер России Дмитрий Медведев.

 

Районное регулирование оплаты труда

 

1) Как начисляются процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера?

Ответ:

В соответствии с общим порядком начисления указанных процентных надбавок, установленным Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами» (утв. приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2) процентные надбавки начисляются на заработок в следующих размерах:

а) в Камчатском крае (за исключением Корякского округа и Алеутского муниципального района) – 10 % заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10 % за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении шестидесятипроцентной надбавки – 10 % заработка за каждый последующий год работы до достижения 80 % заработка;

б) в Корякском округе и Алеутском районе Камчатского края – 10 % заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10 % за каждые последующие шесть месяцев работы, до достижения 100 % заработка.

2) Как начисляются процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера молодежи (лицам до 30 лет)?

Ответ:

В отношении молодежи (лиц в возрасте до 30 лет) следует отметить, что установление процентных надбавок к их заработной плате дифференцируется в зависимости от того, за счет какого бюджета осуществляется финансирование организации, учреждения, государственного органа (финансирование федеральное, региональное, муниципальное или внебюджетная сфера).

Так, в Камчатском крае для работников государственных органов Камчатского края, краевых государственных учреждений, муниципальных учреждений (то есть финансируемых из краевого и местных бюджетов) на основании:

Закона Камчатского края от 29.12.2014 № 561 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях» (далее – Закон № 561);

- нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Камчатском крае.

На основании Закона № 561 молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 5 лет, процентные надбавки выплачиваются в полном размере с первого дня работы.

В федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях (то есть финансируемых из федерального бюджета) молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентные надбавки к заработной плате выплачиваются в ускоренном порядке согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера», при условии их проживания в районах Крайнего Севера не менее одного года.

В этом случае процентные надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 20 % по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 % за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60 % - последние 20 % - за один год работы, до достижения 80 % заработной платы, а работникам, проживающим в Алеутском муниципальном районе и Корякском округе, - до достижения % заработной платы.

На предприятиях внебюджетной сферы размер компенсационных выплат (в частности, процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера) определяется предприятием самостоятельно. При этом размеры данных выплат, установленные локальным актом организации, не могут быть ниже тех, которые предусмотрены законодательством для работников федеральных бюджетных учреждений.

Таким образом, на лиц в возрасте до 30 лет, проживших в районе Крайнего Севера не менее 1 года и вступающих в трудовые отношения с коммерческим предприятием, в полной мере распространяются нормы постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 № 458 по ускоренному начислению процентных надбавок к заработной плате. При этом работодатели, исходя из финансовых возможностей, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами могут устанавливать дополнительные гарантии и компенсации, в том числе выплату процентной надбавки в полном размере с первого дня работы молодежи.

 

3) В каком размере установлен районный коэффициент к заработной плате в Камчатском крае?

Ответ:

В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.

Поскольку данные нормативные правовые акты Правительством РФ до настоящего времени еще не приняты, продолжают действовать соответствующие нормы бывшего Союза ССР, которые могут применяться в части, не противоречащей положениям ТК РФ.

Так, для работников непроизводственных отраслей применяется постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Данным постановлением в централизованном порядке установлены районные коэффициенты: Командорские острова – 2,0, остальные территории Камчатской области –  1,6.

В соответствии со статьей 316 ТК РФ органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.

На основании вышеуказанной правовой нормы Закона № 561 и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в Камчатском крае для работников организаций, финансируемых из краевого и местных бюджетов, установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,8.

Для отраслей производственной сферы (строительной, рыбной, геологоразведочной и др. отраслей) бывшей Камчатской области отдельными постановлениями Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС утверждены районные коэффициенты к заработной плате: Командорские острова - 2,0, остальные территории бывшей Камчатской области – 1,8.

Работодатели внебюджетной сферы обязаны выплачивать районный коэффициент не ниже, установленного на федеральном уровне. С учетом их финансовых возможностей они могут принимать решение о выплате повышенного районного коэффициента, что должно быть отражено коллективном договоре, положении об оплате труда и т.д.


О реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в предстоящий период

 

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 Правительство Российской Федерации распоряжением от 26 ноября 2012 г. № 2190-р приняло Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы.

Указанной Программой предусматривалось совершенствование основных элементов системы оплаты труда (выплат по окладам (должностным окладам), тарифным ставкам, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера) путем реализации ряда мероприятий.

В 2018 году соотношение заработной платы социальных работников, младшего, среднего медицинского персонала, работников культуры к средней заработной плате по Камчатскому краю на 2018 год и последующие установлен на уровне 100 % от средней заработной платы в Камчатском крае; заработная плата врачей – 200 % от средней заработной оплаты по региону.

Вместе с тем заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений сопоставляется со средней заработной платой в сфере общего образования, средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей со средней заработной платой учителей в соответствующем субъекте Российской Федерации за одинаковые периоды.

На основании постановления Правительства РФ от 14.09.2015  № 973 «О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)», начиная с итогов 2015 года  применяется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности).

Данный показатель рассчитывается Федеральной службой государственной статистики ежегодно и размещается на официальном сайте Росстата в апреле года, следующего за отчетным.

Проведенный по данным Камчатстата анализ уровня заработной платы отдельных категорий работников за 2018 год показал, что их средняя заработная плата доведена в настоящее время до среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Камчатскому краю, который был спрогнозирован на 2018 год в размере 60 981 рубль.

На 2019 год среднемесячный доход от трудовой деятельности по Камчатскому краю запланирован в размере 64 701 рубль. В случае недостижения среднего уровня заработных плат «указников» до указанного прогнозного показателя будет приниматься решение о выделении дополнительных средств на повышение оплаты труда отдельных категорий работников.

В соответствии с поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным задачей – повышение эффективности и качества оказываемых населению услуг - органам власти всех уровней необходимо обеспечить механизм, позволяющий осуществлять повышение заработной платы работникам с учетом оценки реального вклада каждого работника в повышение качества оказываемых услуг, а также с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы.

Кроме того, по поручению Президента РФ, которое он дал в своем послании Федеральному собранию от 20.02.2019, в предстоящий период необходимо сохранить достигнутое соотношение оплаты труда специалистов образования, здравоохранения, культуры, других бюджетных сфер со средней зарплатой по экономике региона.

Однако обращаем внимание, что достижение целевых показателей осуществляется в отношении «указников» в целом по отрасли и заработная плата может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного в Указе № 597