21 августа 2023
Профилактика экстремизма в молодежной среде
Любое общество не свободно от проявлений экстремизма в различных его формах. При этом особую опасность представляет молодежный экстремизм в силу специфических характеристик его социального носителя – молодежи: экспрессивности и максимализма молодых людей, отсутствия жизненного опыта и, часто, достаточного образования, инфантилизма и т.д. Именно молодежь, как правило, представляет собой идеальную социальную базу для манипуляций со стороны различных асоциальных агентов, как внутренних, так и внешних, – в том числе и для осуществления экстремистских действий.
В России в последние годы молодежный экстремизм проявлялся в основном в социально-бытовой сфере (например, известная криминальная субкультура АУЕ) и внутриполитической (выступления школьников в поддержку движения Навального). Однако, эти проявления были ограниченными и менее резонансными, чем, скажем, преступления скинхедов или «приморских партизан» на рубеже десятых годов. В целом ситуацию с молодежным экстремизмом в нашей стране до февраля 2022 года можно было характеризовать, как относительно спокойную.
Начавшаяся 24 февраля 2022 года специальная военная операция (СВО) на Украине в корне изменила социальную ситуацию в России во всех ее аспектах. Конечно, пока рано говорить и о результатах спецоперации, и об ее последствиях, в том числе и связанных с молодежным экстремизмом, однако уже сейчас можно попытаться проанализировать релевантные феномены и обозначить некоторые характерные особенности рассматриваемого явления.
Подростково-молодежный экстремизм - взгляды и типы поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он проявляется в подростковой и молодежной среде в непримиримости к инакомыслящим, особенно к представителям определенных молодежных движений, в стремлении к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.
Так, в Федеральном законе РФ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» перечисляются следующие проявления экстремистской деятельности (экстремизма):
- насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации;
- терроризм;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, совершение преступлений на этой почве;
- покушение на избирательные права граждан, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности органов ГМУ, общественных и религиозных организаций, связанное с насилием или угрозой его применения;
- использование экстремистской, прежде всего, нацистской, атрибутики и символики;
- публичные призывы к экстремистским деяниям и массовое распространение экстремистских материалов;
- ложное обвинение государственных деятелей;
- организация, финансирование, подготовка экстремистских деяний.
Некоторые из этих проявлений экстремизма актуализировались в подростково-молодежной среде после начала специальной военной операции на Украине. Известны следующие случаи.
а) публичный протест уральских студентов из архитектурной академии
(г. Екатеринбург, апрель 2022 года) против размещенного на здании вуза баннера с буквой «Z». Это наиболее «мягкая» новая форма молодежного экстремизма. Вероятно, до начала СВО такое публичное действие вообще не рассматривалось бы как экстремистское – скорее как политическая позиция в демократическом обществе. Однако, в условиях ведения военных действий российской армией на Украине оценки, разумеется, ужесточились;
б) опубликованная в СМИ статья о том, когда двадцатичетырёхлетний мужчина под-
жёг личный автомобиль сотрудника полиции с наклейкой «Z», а его двадцатидвухлетняя подруга сняла процесс на видео для анонимного заказчика, который выплатил парочке 15 тысяч рублей. Со слов задержанного, объявление с предложением такой «работы» он увидел в соцсетях. Постоянной работы у данных граждан не было, образ жизни они вели маргинальный – в сущности, это тот же контингент, что делает «закладки» с наркотиками и за сходные же деньги, но во вражеской пропаганде они предстали именно как идеологи-
чески мотивированные «партизаны». Экстремистские действия в этом случае очевидны;
в) поджоги военкоматов, повреждение железнодорожных путей, линий электропередач и прочей инфраструктуры объектов жизнеобеспечения.
Меры профилактики экстремизма в молодёжной среде.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:
- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
- законность;
- гласность;
- приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
- приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
- неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма.
Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:
- организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности;
- внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся;
- разработка памятки для родителей учащихся с разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;
- организация и проведение смотра-конкурса программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и подростков;
- организация недели правовых знаний;
- создание в образовательных учреждениях советов старшеклассников;
- создание в образовательных учреждениях общественных формирований правоохранительной направленности из числа учащихся школ 8–11 классов.
Реализация программ по гражданско-патриотическому воспитанию, физическому развитию, формированию здорового образа жизни детей и молодежи.
На основе анализа результатов военно-патриотической работы можно выделить несколько направлений, которые в наибольшей степени влияют на формирование толерантного сознания молодежи, профилактику экстремизма и ксенофобии.
В работе по патриотическому воспитанию следует больше внимания уделять профессионально-деятельностному и социокультурному направлениям. Такую работу могут проводить краеведческие музеи, кружки художественного творчества. Любовь к родному краю, его культуре и обычаям, интерес к народным традициям, формируют основы патриотичного отношения к своей малой Родине и стране в целом.
Проведение мероприятий по поддержке национальных культур. Поддержка национально-культурных традиций в муниципальном образовании предотвращает развитие питательной почвы для проявления экстремизма на национальной основе. Необходимо активно формировать идеологию патриотизма среди юношей призывного возраста — защитников конституционного строя Российской Федерации.