Верховный Суд Российской Федерации объяснил, как направлять электронные обращения в государственную жилищную инспекцию

19 июня 2020

Надзорные органы могут возбуждать дела об административном правонарушении только в том случае, если обращение жителя многоквартирного дома (далее – МКД) направлено в надлежащей форме. Как правильно направлять жалобы, объяснил Верховный Суд Российской Федерации (далее - ВС РФ). Жительница МКД по электронной почте обратилась в государственную жилищную инспекцию (далее – ГЖИ) с жалобой на исполнителя коммунальной услуги: компания отказалась сделать перерасчёт платы за энергоснабжение. Тем самым она, по мнению заявительницы, совершила правонарушение, предусмотренное ст. 7.23 КоАП РФ. Поэтому жительница попросила привлечь организацию к административной ответственности. Орган ГЖН ответил, что на основании обычного электронного письма не может провести в отношении компании внеплановую проверку (ч. 3 ст. 10 № 294-ФЗ). и рекомендовал гражданке явиться в ГЖИ лично или направить обращение по почте, либо через портал государственных услуг (ГИС ЖКХ). Жительница попыталась оспорить действия ГЖИ в суде. Но все инстанции, в том числе и ВС РФ в определении от 08.05.2020 № 301-ЭС20-5142, согласились с позицией надзорного органа. Обращение в форме электронного документа может являться основанием для проведения внеплановой проверки. Но для этого пользователь должен авторизоваться через ЕСИА. В рассматриваемом деле заявительница авторизацию в ЕСИА не проходила, поэтому у ГЖИ не было оснований организовать внеплановую проверку исполнителя коммунальной услуги и получить доказательства события и наличия состава спорного правонарушения.

Часто, вместо того, чтобы решать вопрос напрямую с управляющей компанией или РСО, собственники часто обращаются сразу в ГЖИ или прокуратуру. Чтобы этого не происходило, рекомендуем управляющим организациям наладить взаимодействие с жителями МКД находящихся под управлением ваших компаний.

/files/Определение Верховного суда РФ от 08.05.2020 №301-ЭС20-5142.docx