Социальная психология и психопатология терроризма

25 сентября 2020

Социальная психология и психопатология терроризма

Психологические модели «личностных дефектов» у террористов. 
Большая часть психологических моделей базируются на предположении, что «у террористов обнаруживается патологическая потребность добиваться абсолютных конечных результатов».

В основе большинства из них – признание переживания унижения в руках агрессора в качестве ключевого фактора, ведущего к интернализации чувства личной несостоятельности, результатом которой является потеря самоуважения (самооценки). По мере взросления личность такого типа становится «дефектной», не имеющей адаптивных и социально приемлемых стратегий совладания со стрессом. В поиске выхода субъект ассоциирует себя с людьми с похожими проблемами с целью восстановления своей самооценки. Он (или она) прочно связывает себя с такими личностями и таким образом поддерживает в себе самооценку и развивает чувство само-идентичности на основе идентификации с группой, в известной мере заменяющей семью. В такой атмосфере он всегда найдет «причину» для совершения акта насилия. В такой группе он может занять одну из возможных ролей: Лидера, Авантюриста, или Идеалиста. Роли, которые исполняют террористы в террористических группах, описаны социальными психологами и сводятся к трем основным: роли лидера, роли авантюриста, и роли идеалиста. 

1)Лидеры изначально как правило переживают чувство собственной неадекватности и легко проецируют его на общество, полагая, что общество неадекватно и должно быть изменено. Такие личности имеют ясное представление о целях террористической группы и о корнях ее идеологии. Роль лидера привлекательна для личностей нарциссического и параноидного типов.

2)Авантюрист обычно имеет все необходимые навыки для участия в террористической группе. Как правило – это антисоциальный тип личности, часто имеющий историю криминального поведения до вхождения в группу. Примерами являются многие солдаты удачи, платные киллеры, участники разных вооруженных групп в рамках организованной преступности. Идеология в их поведении может существенно варьировать или вообще отсутствовать. Поиск сильных ощущений в актах агрессии привлекает их больше всего. 

3).Идеалистом является, как правило, молодой человек (или девушка) с наивным взглядом на социальные проблемы и возможность социальных изменений, который всегда неудовлетворен состоянием его общества или организации. Он (или она) являются идеальными объектами для «промывания мозгов» (brainwashing), источниками которых могут быть идеологические, политические или религиозные влияния. Феномен фанатизма (психологическое изучение которого крайне актуально и безусловно - дело недалекого будущего) может наблюдаться среди этого типа террористов. Субъект включается в террористическое поведение главным образом из-за наличия искаженных психологических потребностей (или дефектов личности), а не потому, что стремится к достижению улучшений в политической и социальной сфере. Однако современные данные исследований часто опровергают эту точку зрения.

Модели социального научения террористическому поведению.
Поведенческая психология настаивает на том, что чем больше субъект получает подкрепление за его террористическое поведение, тем вероятнее продолжение этого поведения; и чем чаще оно наказывается, тем менее вероятно его проявление вновь. Однако подкрепление и наказание нередко трудно идентифицировать, поскольку в некоторых ситуациях они меняются местами. Для террористов НАКАЗАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ опасности, поимки и даже смерти подавляются ПОДКРЕПЛЯЮЩЕЙ ФУНКЦИЕЙ осознания того, что их действия ведут к победе соответствующей идеологии. Использование насилия для достижения политических целей является для них реально осуществимым, эффективным и хорошо морально обоснованным». 

Когнитивный диссонанс также оказался полезной моделью, помогающей проанализировать тот факт, что чем больше субъект вовлечен в террористическое поведение, тем более он становится убежденным в правоте принятой в группе идеологии. Поэтому для лидеров террористических организаций вовлечение их членов в конкретные террористические поведенческие акты (а не только в подготовку к ним или пропаганду) является главной задачей. В результате этого внушаемая лидерами организаций ксенофобия, постоянно создаваемый образ врага и ненависть по отношению к нему постоянно подкрепляются собственными акциями членов организаций. 

Цель террористического поведения. Группы террористов, охваченные интенсивной (жгучей) ненавистью, атакуют (и это очень важно!) не конкретных людей. Они атакуют «образ врага, спроецированный на не включенное в борьбу гражданское население».

Психология ненависти как орудие террора и терроризма.
В связи с распространением ненависти и развитием средств для манипуляции ею, рядом психологов разрабатывается психология ненависти как орудия террора и терроризма. Robert Sternberg (2003) разработал трехкомпонентную модель психологии ненависти. Она включает следующие элементы. 
• Отвращение или отрицание близости. Его источником могут быть особенности личности субъекта, его собственные действия, или пропаганда. 
• Страсть как мера эмоциональной энергии, связанной с динамикой ненависти, и может быть описана в терминах эмоций страха, злости и гнева. 
• Обязательство, состоящее из двух компонентов: когнитивной аберрации по снижению ценности и значимости ненавидимой группы людей: составляющие ее люди, рассматриваются как не вполне люди, часто – как «недочеловеки». Второй компонент его –поведенческий, это решение бороться, применить насилие, и даже умереть. 

Взаимодействие между этими тремя элементами может вести к формированию разных типов ненависти. 

Типология ненависти по Стернбергу

1)Ненависть, проявляемая главным образом в форме отвращения по отношению к ненавидимой группе (например, этнической общности). Субъект не желает иметь ничего общего с ними, поскольку они с его точки зрения имеют мало общего с людьми. 

2)«Неистовая» ненависть проявляется в экстремальных эмоциональных проявлениях злости и страха, и может вести к насилию или избеганию угрозы, которая исходит (по мнению субъектов ненависти) от враждебной группы. 

3)«Холодная» ненависть характеризуется восприятием представителей враждебной группы как низких и подлых. 

4)«Кипящая» ненависть сочетает в себе отвращение к враждебной группе и потребность уничтожить исходящую от нее угрозу. 

5)Едва сдерживаемая ненависть характеризуются чувством постоянного отвращения и страха, при этом враждебная группа воспринимается как собрание «сверхчеловеков».

6)«Жгучая» ненависть (burning hate) ассоциируется с переживанием необходимости физически избавиться от ненавистного врага. В данном случае все три элемента ненависти присутствуют, и этот тип ненависти чаще всего становится предметом рассмотрения в исследованиях терроризма.

Обучение ненависти. Пропаганда ненависти имеет, как правило, три цели:

1)Отрицание положительной эмоциональной оценки враждебной группы.

2)Разжигание страстей: злости и страха (замечательный пример – описанные Джоржем Оруэллом в «1984» «пятиминутки ненависти»).

3)Генерирование решений, основанных на ошибочных когнитивных выводах и порочном критическом мышлении.

Промывание мозгов (brainwashing) является необходимой стратегией формирования террористического поведения. Наряду с другими средствами, оно включает в себя создание типичных историй для промывания мозгов каждой культуральной общности. Все истории должны дегуманизировать врага, то есть лишить его обычных человеческих диспозиций. Они (истории) должны сплотить потенциальных террористов и усилить их самоидентификацию. В содержательном плане помимо религиозных различий, наиболее эффективным является общая для членов группы политическая катастрофа, например потеря своей государственной автономии, лидерства в регионе, смерть вождя и т.п.

О специфике деструктивного психологического воздействия

Деструктивное психологическое воздействие - манипулирование сознанием личности представителями псевдорелигиозных организаций, использующих техники манипулирования сознанием для вербовки и удержания своих членов и осуществляющих тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров или самодовлеющей группы.

Последствия манипулятивного воздействия - это, прежде всего, внутренний разлад, нарушение личностной целостности, изменения в мировоззрении и негативное восприятие окружающей среды подростком.

По данным социологов, около 2,5 млн. наших сограждан состоят в 5000 различных организациях культовой направленности. Известно, что только экстремистская организации Свидетелей Иеговы, в 2017 году запрещенная в России, насчитывает 170 тыс. взрослых членов и, следовательно, десятки тысяч детей и подростков. Последователи исламистских организаций экстремистского и террористического толка насчитывают в России сопоставимое число и взрослых, и их детей. Только в иракском сегменте ИГИЛ по последним данным (август 2017 года, информация Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации Кузнецовой А.Ю.) было обнаружено 350 детей, присоединившихся к этой организации россиян (всего к ИГИЛ присоединилось до 3,5 тыс. россиян).

В своей миссионерской работе лидеры многих религиозных новообразований делают ставку на привлечение детей и молодежи, целенаправленно стремясь проникнуть в образовательные организации.

Одной из основных установок террористической идеологии является идея о том, что мир делится на враждебно настроенные друг к другу группы, а нация (группа), к которой относится данный подросток, принципиально лучше всех остальных. При этом формируется также убеждение в том, что наиболее эффективным способом решения любых конфликтов и устранения несправедливости является насилие.

Деструктивные психологические воздействия основываются на неадекватной направленности процесса первоначальной социализации. При этом у подростков (а часто и у лиц, направляющих эту социализацию и осуществляющих деструктивное психологическое воздействие) существенно ограничен кругозор и система знаний о мире, способах межгруппового взаимодействия и преодоления конфликтов. Развитию этноцентризма, негативного отношения к людям другой культуры и национальности способствует и отсутствие реального опыта взаимодействия с людьми и, как следствие, неумение вести себя в сложных ситуациях.

Манипуляция сознанием в экстремистских организациях и тоталитарных религиозных организациях: приемы вовлечения и стадии трансформации личности

Манипуляция сознанием в экстремистских организациях направлена на насильственное вовлечение в организацию и трансформацию личности с целью установления тотального контроля над поведением, мышлением и чувствами человека.

На стадии вербовки манипуляция сознанием в экстремистских организациях и тоталитарных сектах осуществляется посредством следующих приемов и технологий обработки сознания и психики:

1.Технология последовательных уступок вербуемого человека вербовщикам от малых к все более и более крупным уступкам

2.Формирование представления вербуемого о том, что принятие идеологии секты является лучшим средством решения его личных проблем.

3.Привлекательность группы и процессов групповой динамики, включая значимость и референтность группы, личное обаяние ее членов, проявление внимания, доброжелательности и симпатии к вербуемым новичкам. Нередко эксплуатируется сексуальность — проявления любви и симпатии к вербуемым демонстрируют привлекательные представители противоположного пола, выполняющие функцию вербовщика.

4.Постоянная опека и предоставление информации, не оставляющая возможности самостоятельного поиска информации и ее критического осмысления и осознания

5.Позитивное подкрепление: улыбки, выражение симпатии, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые вербуемому и т.п.

В основе манипуляций лежит установление полного контроля над сознанием посредством контроля поведения, мышления (мыслей), эмоций и чувств и фильтрация поступаемой информации.

 

Будущее мира за новыми поколениями. Так давайте сделаем, чтоб этот мир был полон тепла и любви. Это отчасти в наших руках! В руках каждого!

Вулканное городское поселение