Юлия Морозова: «Федеральный закон «О северном завозе» приоритезирует поставки социально значимых товаров на cевер страны и обеспечит их надежность»  

1 августа 2023

Новая законодательная норма позволит избежать срывов поставок жизненно важных и приоритетных грузов для Дальнего Востока и Арктики.

Совет Федерации одобрил закон «О северном завозе». Ранее он был единогласно принят в Госдуме. В настоящее время документ отправился на подписание Президенту России. 

Принятия этого закона Дальний Восток и Арктика добивались более двадцати лет. В апреле 2022 года Президент РФ Владимир Путин поручил разработать специальный закон о северном завозе. Тогда же, по поручению главы государства вице-премьер Юрий Трутнев возглавил рабочую группу по оптимизации «Северного завоза». Менее чем за год рабочей группе удалось не только разработать законопроект, но и согласовать его со всеми органами. В работе принимали участие эксперты, представители всех дальневосточных и северных регионов.   

«Сегодня северные регионы самостоятельно планируют, закупают и обеспечивают доставку стратегических товаров на зиму. Новый закон закрепил четкое распределение полномочий между уровнями власти – федеральным, региональным и местным. Ответственным за северный завоз –Единым федеральным координатором – стало Минвостокразвития РФ. Будет введена специальная маркировка грузов северного завоза, обозначающая приоритет при перевозке различными видами транспорта. К первой категории будут относиться грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования социальной сферы, ЖКХ и энергетики, а также специализированные продукты лечебного питания. Ко второй – грузы для государственных и муниципальных нужд. Третью категорию получат остальные грузы. Единый морской оператор северного завоза будет перевозить грузы первой и второй категорий по регулируемым тарифам с последующим предоставлением субсидии на возмещение недополученных доходов. Вводится единый институт планирования северного завоза грузов первой и второй категории – такой план будет формироваться ежегодно на трехлетний период», – рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова

Новый закон содержит четкое требование к собственникам объектов транспортно-логистической инфраструктуры необщего пользования обеспечивать беспрепятственный доступ к таким объектам для оказания работ в отношении грузов северного завоза первой и второй категорий. Регионам станут доступны бюджетные кредиты на закупку товаров для обеспечения жизнедеятельности населения, а перевозить такую продукцию и грузы для государственных и муниципальных нужд разрешат по льготным тарифам.

«Основные задачи, которые северным регионам необходимо было решать самостоятельно, теперь будут иметь законодательную поддержку. Новый закон обеспечит защиту населения. Регионы Дальнего Востока и Арктики гарантировано, в установленные сроки, получат определённые партии с товарами первой необходимости, продуктами питания, лекарствами. Будут сокращены многочисленные цепочки посредников, что как следствие повлечёт снижение цен. В созданном правовом пространстве исключаться риски нарушения сроков, возникновения ЧП. Отпадает потребность в «ручном управлении» поставками», – добавила Юлия Морозова

Также принятие закона «О северном завозе» позволит сэкономить средства региональных бюджетов, с 2024 года объёмы бюджетных средств, которые раньше направлялись на цели и задачи северного завоза, будут оставаться в регионе и распределяться на другие нужды.

Напомним, в настоящее время в рамках северного завоза продукты и товары получают более трёх миллионов человек в 25 регионах страны.