Устав
УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — нормативный правовой акт, в котором в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ закрепляются основные положения об организации местного самоуправления в муниципальном образовании. Он представляет собой своеобразный свод норм, регулирующих жизнедеятельность муниципального образования; это основной кодификационный нормативный правовой акт, являющийся своего рода малой конституцией на территории муниципального образования. Юридическое значение Устава состоит в том, что он является правовым актом, в котором муниципальное образование закрепляет свой статус муниципального образования (определяет предметы ведения, компетенцию органов местного самоуправления, порядок и механизмы реализации гражданами, местными сообществами права на местное самоуправление). Этот документ принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно путем референдума и подлежит обязательной государственной регистрации.
Устав является актом учредительного характера, отличается всеобъемлющим и всеохватывающим характером правового регулирования отношений, затрагивающих все стороны жизни местного сообщества. Он содержит нормы, в которых определяются:
а) границы и состав территории муниципального образования;
б) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
в) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
г) структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия;
д) виды, порядок принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления;
е) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления;
ж) условия и порядок организации муниципальной службы;
з) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью и др.
Одновременно Устав является базой для правотворческой деятельности органов местного самоуправления, которые, исходя из положений устава, осуществляют более детальную регламентацию муниципальных отношений.
Он обладает высшей юридической силой по отношению к нормам, принимаемым органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно. Такие нормы должны соответствовать Уставу, его концептуальным положениям, принципам и нормам. Особенность Устава и в особом порядке его принятия, внесения в него изменений и дополнений. Эти особенности закреплены в самом документе (например, принятие устава квалифицированным большинством депутатов представительного органа местного самоуправления, голосование на конференции, собрании или сходе граждан либо голосование в форме референдума).