Что такое твердые коммунальные отходы, их виды, кто должен заключать договоры на оказание услуг в области обращения с твердыми коммунальными отходами

8 февраля 2019

        В статье 1  Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – 89-ФЗ) даны понятия: отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с 89-ФЗ; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

    В статье 4.1 89-ФЗ указано, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

       В статье 1 89-ФЗ дано понятие ТКО: отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

      Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО) (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242) состоит из блоков, типов, подтипов и т.д. ФККО – унифицированный документ, но при этом он не учитывает распределение отходов по признакам  образования. Поэтому к ТКО могут относиться любые виды отходов, входящие в различные блоки ФККО, размещение которых допустимо на полигонах, а также виды отходов, размещение которых на полигонах запрещено.

     Перечень ТКО изложен в блоке 7, в типе 73, в подтипах: 731 - отходы коммунальные твердые; 732 - отходы коммунальные жидкие; 733 - отходы потребления на производстве, подобные коммунальным;  734 - отходы при предоставлении транспортных услуг населению; 735 - отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли; 736 - отходы при предоставлении услуг гостиничного хозяйства и общественного питания; 737 – отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта; 739 – отходы при предоставлении прочих видов услуг населению.

        В подтипах 731-737, 739 приведены конкретные виды ТКО с присвоением им классов опасности. Например:

        - в подтипе 733 мусор от офисных и бытовых помещений организаций относится к V классу опасности, но если мусор несортированный (исключая крупногабаритный) – к IV классу опасности; мусор и смет производственных и складских помещений, смет с территорий предприятий, организаций может относиться к IV и V классам опасности;

       - в подтипе 735 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными и промышленными товарами относятся к V классу опасности;

    - в подтипе 736 пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные относятся к V классу опасности; отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие – к  IV классу опасности.

    Таким образом,  ТКО могут образовываться у всех ЮЛ, ИП, имеющих офисные и бытовые помещения, кухни общественного питания, также  занимающихся  предоставлением транспортных услуг населению, услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха, спорта, услуг оптовой и розничной торговли и прочих услуг населению (парикмахерские, салоны красоты, солярии, бани, сауны, химчистки одежды, текстильных и меховых изделий). Класс их опасности (IV или V) определяется в зависимости от конкретного их вида, которые изложены в подтипах.

      В соответствии с частью 1 статьи 9  89-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии  Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

        Порядок лицензирования  установлен  Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062).

       Таким образом, для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО V класса опасности лицензии не требуется.

        Частями 1,2,3 статьи 24.6 89-ФЗ предусмотрено:

      - сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (часть 1 статьи 24.6);

       - сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 24.6);

       - обращение с ТКО, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 24.6).

        В соответствии с частями 1,2,4,5 статьи 24.7 89-ФЗ:

      - региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (часть 1);

      - по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (часть 2);

      - собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора (часть 4);

      - договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5).

     В соответствии с пунктами 4-7,9-11,15,21, 23 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156) (далее – Правила):

      - обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями (пункт 4);

    - региональный оператор осуществляет cбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО (пункт 4);

      - договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008  № 641» (пункт 5);

      - региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора (пункт 6);

    - в случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями, коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения (пункт 7);

      - потребители осуществляют складирование ТКО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами (пункт 9);

      - в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах сбора и накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10);

    - в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах сбора и накопления ТКО складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (пункт 11);

     - потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах сбора и накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 15);

      - потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 15);

       - запрещается организовывать места сбора отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора (пункт 21);

      - в целях обеспечения сбора и транспортирования ТКО региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию ТКО, на основании договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов (пункт 23).

       Таким образом, ЮЛ, ИП, в деятельности которых образуются ТКО, вправе места сбора и накопления ТКО образовывать на своей территории, также вне своей территории, но в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и заключенным договором с региональным оператором или оператором на оказание услуг по обращению с ТКО.

     Статьей 28 89-ФЗ установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         Неисполнением законодательства в области обращения с отходами будет в том числе:

        - складирование ЮЛ, ИП ТКО в контейнеры для сбора ТКО от населения, без заключения договоров с региональным оператором или оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 9,15,21 Правил);

      - транспортирование ЮЛ, ИП ТКО IV класса опасности при отсутствии соответствующей лицензии на транспортирование такого вида и класса опасности ТКО и без заключения договоров с региональным оператором или оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО (часть 2 статьи 24.6, части 1,4 статьи 24.7  89-ФЗ, пункт 5 Правил)

          - захоронение или переработка ЮЛ, ИП ТКО в местах, не предназначенных для этой цели (статья 7,  часть 7 статьи 12   89-ФЗ);

       - захоронение или переработка ЮЛ, ИП  ТКО в местах, предназначенных для этой цели (полигоны, заводы и иные производства по переработке ТКО), без заключения договоров с региональным оператором или оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО (часть 2 статьи 24.6, части 1,4 статьи 24.7  89-ФЗ, пункт 5 Правил).

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами установлена  административная ответственность,  предусмотренная статьей 8.2 КоАП РФ.