29 ноября 2024
Привлечение коммерческих заимствований обусловлено в основном тем, что на территории региона, несмотря на высокую себестоимость производства коммунальных услуг, реализуется политика сдерживания роста тарифов на коммунальные услуги для населения.
На сегодняшний день коммерческий долг Камчатского края составляет 5,7 млрд рублей. При этом, как отметили в краевом министерстве финансов, его размер является обоснованным, а большая часть суммы направлена на компенсацию межтарифной разницы.
В Камчатском крае установлен сниженный тариф для населения на те виды коммунальных услуг, плата за которые занимает наибольший удельный вес в платежном документе, в том числе на отопление и электрическую энергию.
«Одной из приоритетных задач, которые ставит губернатор перед Правительством Камчатского края является задача сохранения льготных тарифов на услуги ЖКХ для населения. В соответствии с законодательством Российской Федерации, если устанавливается сниженный тариф для населения, то ресурсоснабжающей организации должна быть компенсирована разница между экономически обоснованным и сниженным тарифами. Эту компенсацию правительство вынуждено закладывать в краевой бюджет. При этом, учитывая уровень инфляции и увеличение других социально значимых расходов, Камчатский край для финансирования расходов на межтарифную разницу вынужден привлекать коммерческие кредиты», — сообщил министр финансов Камчатского края Александр Бутылин.
Необходимо отметить, что в 2022 году фактические расходы на межтарифную разницу составили 16,3 млрд рублей, а на 2024 год, в связи с ростом цен на топочный мазут и снижением объёмов добываемого природного газа, потребность заявлена в сумме 29,7 млрд рублей. Рост расходов составил 13,4 млрд рублей или 82% по сравнению с 2022 годом.
Как отметил министр, все совершённые заимствования экономически обоснованы, так как обусловлены острой социальной необходимостью. В целом, привлечение заёмных средств в бюджеты субъектов это обычная практика.
«Однако, чрезмерное использование кредитов может иметь и негативные последствия для экономики. Для того, чтобы избежать этих последствий, на законодательном уровне предпринят ряд мер, направленных на недопущение бесконтрольного роста государственного долга субъектов Российской Федерации. Так с учетом положений статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации объём государственного долга для Камчатского края на 2023 год был ограничен 50 % от утвержденного законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период общего объема налоговых и не налоговых доходов, что составляет 20,2 млрд рублей. Кроме того, помимо проведения сдержанной долговой политики, команда министерства финансов Камчатского края постоянно принимает меры, направленные на снижение расходов на обслуживание государственного долга. По результатам этой работы в 2023 году удалось сэкономить около 200 млн рублей бюджетных средств», — добавил министр.
Если говорить в среднесрочной перспективе о государственном долге Камчатского края, то необходимо напомнить о том, что в конце 2025 года планируется запуск терминала СПГ НОВАТЭК – Камчатка и расходы на межтарифную разницу существенно снизятся, как следствие, с 2026 года прогнозируется снижение государственного (коммерческого) долга Камчатского края.
Напомним, на сегодня государственный долг Камчатского края составляет 13,5 млрд рублей или 33,3% от собственных (налоговых и неналоговых) доходов краевого бюджета.
Дополнительно отмечаем, что по результатам оценки Минфина России в 2024 году Камчатский край отнесен к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости. Рейтинг кредитоспособности Камчатского края 7 августа 2024 года подтвержден рейтинговым агентством «Эксперт РА» на уровне «ruA+» (стабильный).