Перевозка опасных грузов наземным транспортом
Согласно требованиям технического регламента таможенного союза (ТР ТС 018/2011) автомобиль, предназначенный для перевозки опасных грузов должен отвечать требованиям Правил ЕЭК ООН № 105 (Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, в отношении их конструктивных особенностей), которые практически дублирую требования Главы 9.2 ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов).
Эти требования менялись в последний раз в январе 2015 года, но применение некоторых требований растолковали не так давно. В результате многие перевозчики столкнулись с трудностями при получении свидетельства для перевозки опасного груза. Самые существенные изменения коснулись требований об обязательном наличии антиблокировочной тормозной системы на всех транспортных средствах свыше 3,5 тонн (раньше требование распространялось только на ТС свыше 16 тонн) и отдельного устройства ограничения скорости. Дело в том, что если раньше существовали чисто российские требования по перевозкам этой области (ПОГАТ), то сейчас Российская Федерация приняла в полном объеме европейские требования (ДОПОГ).
ДОПОГ дословно расшифровывается как – Дорожная Перевозка Опасного Груза (или грузов, если их несколько видов).
ДОПОГ представляет собой соглашение между государствами и не предусматривает наличие какого-либо общего органа для обеспечения соблюдения его положений. На практике проверки на автомагистралях осуществляются Договаривающимися сторонами и несоблюдение положений Соглашения может привести к возбуждению национальными органами иска против нарушителей в соответствии с их внутригосударственным законодательством.
ДОПОГ применяется к перевозкам, осуществляемым через территорию по крайней мере двух из вышеперечисленных Договаривающихся сторон. Кроме того, следует отметить, что в интересах обеспечения единообразия и свободной торговли в рамках Европейского союза (ЕС) приложения А и В к ДОПОГ были также приняты государствами – членами ЕС в качестве основы для регулирования автомобильной перевозки опасных грузов в пределах их территорий и между ними (директива 94/55/ЕС Совета от 21 ноября 1994 года о сближении законодательных актов государств-членов, касающихся автомобильной перевозки опасных грузов, с поправками).
Приложения А и В к ДОПОГ также приняты рядом стран, не являющихся членами ЕС, в качестве основы своего внутригосударственного законодательства.
ДОПОГ выдвигает следующие требования к переоборудованию автомобилей для перевозки опасных грузов:
1. Требования к электропроводке.
- Защита проводки от механических и термических повреждений
Электрическая проводка автомобиля должна быть защищена от механических повреждений, от перегрева и воспламенения, крепление проводки должно прочным и надежным. п. 9.2.2.2.2 ДОПОГ. Данное требование распространяется на транспортные средства типа: EX/III, AT, FL, OX.
- Наличие дистанционного выключателя массы.
В соответствии с требованием ЕЭК ООН №105 транспортное средство должно быть оборудовано устройством дистанционным выключателем массы.
- Наличие дистанционного управления главного переключателя
В соответствии с п. 20.14.15 Технического регламента транспортных средств, приложения №8 в кабине автомобиля должна находиться кнопка для дистанционного управления главного переключателя. Данное требование отражено в п. 9.2.2.3 ДОПОГ.
2. Требования к тормозному оборудованию.
- Наличие антиблокировочной системы торможения (АБС).
В связи с вступлением РФ в Таможенный Союз и вступлением новой редакции ДОПОГ от 01.01.2015 г. в обязательном порядке необходимо наличие антиблокировочной системы торможения (ABS) на всех автомобилях, осуществляющих перевозку опасного груза.
Согласно п. 9.2.3.1.1 ДОПОГ, которое ссылается на Правила ЕЭК ООН №13, необходимо выполнение требований к тормозной системе автомобиля. Данное требование говорит об обязательной установке Антиблокировочной Системы Торможения (АБС).
- Регистрация изменений конструкции ТС.
Необходимо оформление документов и регистрации внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
3. Требования к топливному баку.
- Защита топливного бака.
Согласно пункта 9.2.4.3 ДОПОГ в котором сказано о требованиях к монтажу защиты топливного бака автомобиля. Топливный бак должен быть расположен таким образом, что при вытекании топлива на землю, оно не попадало на нагретые агрегаты транспортного средства. На горловине топливного бака должна присутствовать крепкая и герметичная крышка.
4. Требования к системе выпуска выхлопных газов.
- Защита груза от перегрева.
Система выпуска выхлопных газов (включая выхлопные трубы) должна быть расположена или защищена таким образом, чтобы груз не подвергался никакой опасности перегрева или воспламенения.
5. Требования к топливным обогревательным приборам.
- Установка согласно правил ЕЭК ООН №122.
Установка воздушных и жидкостных отопителей, сепараторов по правилам Европейская экономическая комиссия ООН №122 «Единообразные технические предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий M, N и O в отношении их систем отопления».
- Защита груза от перегрева выхлопной трубой.
Выхлопная система воздушных и жидкостных отопителей должна быть смонтированная, защищена и расположена в местах, где груз не смог бы быть подвергнут опасности и возгоранию.
6. Наличие устройства ограничения скорости.
- Установка устройства ограничения скорости (УОС).
Требования Европейской Экономической Комиссии ООН №89 и согласно ДОПОГ п. 9.2.5 обязуют автомобили оснащать или иметь в заводской комплектации устройства ограничения скорости (УОС). Всем транспортным средствам максимальной массой более 3,5 тонн в обязательном порядке необходимо иметь УОС в соответствии с техническими требованиями Правил ЕЭК ООН № 89 с поправками.
- Наличие тахографа.
В соответствии с приказом №36 Министерства транспорта Российской Федерации и требованиями Технического Регламента Таможенного Союза (ТР ТС) транспортное средство должно быть оснащено тахографом.
- Правильная эксплуатация тахографа.
Тахограф должен быть установлен по правилам тахографического контроля, активирован и вовремя откалиброван. У водителей должны быть личные карты водителя.
- Наличие спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, на транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов и пассажиров, численностью свыше 9 человек, необходимо наличие оборудования спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
- Обязательное наличие проблескового маячка.
Обязательное наличие маяка. Проблесковый маяк должен быть включен за весь период движения транспортного средства. Рекомендуем установить два маяка, на случай выхода из строя одного.
- Обязательное наличие контурной маркировки
Обязательное нанесение контурной маркировки на транспортное средство.