Выступление министра на парламентских слушаниях 20 ноября 2019 года
Выступление
Министра территориального развития Камчатского края Лебедева С.В.
на парламентских слушаниях на тему: «О мерах по обеспечению прав граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах национальных парков» под председательством заместителя председателя Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации Ю.Л. Воробьева
Уважаемые коллеги!
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 03.08.2018 № 321-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено преобразовать государственный природный биосферный заповедник «Командорский», в числе других заповедников, в национальный парк. При этом предусмотрено, что изменение границ, преобразуемых государственных природных заповедников не допускается.
В настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О преобразовании государственного природного биосферного заповедника «Командорский» в национальный парк» (далее – Проект).
Проектом предлагается преобразовать государственный природный биосферный заповедник «Командорский» в национальный парк площадью 3 648 679 га в установленных границах, включая 80 200 га земель запаса в северной части острова Беринга и прилегающей к северной части прибрежной полосы акватории Тихого океана шириной 5 миль, площадью 100 400 га (без изъятия их из хозяйственной эксплуатации), расположенный на территории Алеутского муниципального района в Камчатском крае и прилегающей 30-ти мильной морской акватории.
Вместе с тем, положения Проекта не обеспечивают баланса интересов населения Алеутского муниципального района и целей создания на этой территории национального парка в связи с коллизионностью норм федерального законодательства.
При описании границ национального парка возникает ситуация, когда территория муниципального района полностью совпадает с территорией национального парка. При этом деятельность муниципального образования регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) и другими федеральными законами, а управление национальным парком – Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением заповедной зоны, особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, а также зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.
Одновременно, частью 2 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ без каких-либо исключений установлено, что на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Среди видов запрещенной деятельности определены такие виды хозяйственной деятельности, как промысловая охота, промышленное и прибрежное рыболовство, движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, а также предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, создание объектов размещения отходов производства и потребления и другие.
Таким образом, прослеживаются внутренние противоречия норм статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ. Кроме того, имеется несогласованность Федерального закона № 33-ФЗ с Федеральным законом № 131-ФЗ, поскольку целями и задачами национального парка являются только мероприятия по сохранению уникальных природных комплексов и других объектов и создание условий для туризма и отдыха, а перечень решаемых органами местного самоуправления Алеутского муниципального района и Никольского сельского поселения вопросы местного значения, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ, значительно шире.
Следует отметить, что обозначенная проблема затрагивает только северную часть острова Беринга, где расположено Никольское сельское поселение, на территории которого проживают (718 человек), в том числе граждане из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации.
На этой же территории размещены аэропорт, дорога краевого значения, различные хозяйствующие субъекты, деятельность которых составляет основу экономического развития Алеутского муниципального района и Никольского сельского поселения.
Несмотря на то, что Проектом предусмотрено отнесение указанной части острова Беринга к зоне хозяйственного назначения, вышеизложенные противоречия федерального законодательства не позволят в полной мере обеспечить на данной территории реализацию Федерального закона № 131-ФЗ.
Кроме того, статьей 15 Федерального закона № 33-ФЗ предусмотрено, что федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Следует отметить, что указанная норма препятствует реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования, установленных Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», к которым относятся определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления.
Внесение соответствующих изменений в указанные федеральные законы позволит наиболее оптимальным образом решить обозначенную проблему путем исключения северной части острова Беринга из состава особо охраняемой природной территории федерального значения, сохранив при этом возможность полноценного функционирования как муниципального образования, так и национального парка.
На основании вышеизложенного предлагается включить в проект итогового документа парламентских слушаний следующие предложения:
Рекомендовать:
- Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с предложением доработать проект постановления Правительства Российской Федерации «О преобразовании государственного природного биосферного заповедника «Командорский» в национальный парк», исключив из него границы состава национального парка «Командорский» - северную часть острова Беринга, общей площадью 80 200 га и прилегающую к северной части острова Беринга прибрежную полосу акватории Тихого океана шириной 5 миль, площадью 100 400 га;
- Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при участии Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации проработать вопрос о разработке и внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проектов федеральных законов, предусматривающих:
- внесение в статью 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» изменений, направленных на устранение внутренних противоречий и противоречий норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части установления режима национального парка;
- внесение в статью 9 Федерального закона от 03.08.2018 № 321-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменений в части установления возможности изменения границ государственных природных заповедников, преобразуемых в национальные парки, в случае исключения части территории с учетом исторически сложившихся особенностей жизнедеятельности проживающих на ней граждан, в том числе жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Доклад закончен, спасибо за внимание!
Справочно.
Исключение северной части острова Беринга (80200 га), на которой расположено Никольское сельское поселение, и прибрежной полосы акватории (100400 га) обосновывается следующим.
01.12.1992 издано Постановление главы Администрации Камчатской области № 232 «Об организации наземно-морского биосферного заповедника «Командорский», которым принято решение о создании государственного наземно-морского биосферного заповедника «Командорский» на территории Командорского архипелага и акватории прилегающей прибрежной зоны на общей площади 3 648 679 га, в том числе с передачей земель госземзапаса (105179 га) и акватории (3 362200 га) в постоянное бессрочное пользование биосферному заповеднику.
При этом передача земель запаса северной части острова Беринга (80200 га) и прибрежной полосы акватории (100400 га) не оговаривается.
Вместе с тем данным постановлением на территории заповедника выделяются категории участков: заповедные ядра, буферные зоны, а также зона хозяйственного использования, в пределах которой заповедник не является землепользователем. На этой северной территории (80 200 га) острова и акватории (100400 га) осуществляются традиционные и современные направления природопользования по планам Администрации, организаций и предприятий Алеутского района (далее – северные территории).
На основании данного постановления издано Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 359 «О создании в Камчатской области государственного природного заповедника «Командорский» Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации», а затем - приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 7 мая 1993 г. № 90 «О создании в Камчатской области государственного природного заповедника «Командорский», которыми установлено принять предложение Администрации Камчатской области, создать заповедник, а также дано поручение Администрации Камчатской области и Министерству уточнить его границы.
29.06.1993 принято Решение Алеутского районного Совета народных депутатов № 11, которым описаны границы заповедника и указано, что заповедник на острове Беринга расположен в его южной части, а также установлено прохождение границ относительно природных объектов местности.
17.02.2004 приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 159 утверждено Положение о ФГУ «Государственный биосферный заповедник «Командорский».
Согласно пункту 3.4. вышеуказанного Положения границы заповедника, а также границы заповедных ядер и участков биосферного полигона (буферные зоны), установлены в соответствии с постановлением главы Администрации Камчатской области от 01.12.1992 № 232 и вышеуказанным Решением Алеутского районного Совета народных депутатов от 29.06.1993 №11.
В соответствии с частями 11, 12, 14 статьи 55 Закона РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» (действовавшего в указанное время) к полномочиям районного Совета отнесены, в том числе полномочия по определению правил пользования природными ресурсами, порядка предоставления и изъятия земельных участков, распоряжения земельными участками на подведомственной Совету территории, а также решение вопросов административно-территориального устройства.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю земельный участок, занимаемый государственным природным биосферным заповедником «Командорский», поставлен на государственный кадастровый учет 31.10.2005 и учтен в Едином государственном реестре недвижимости как единое землепользование с кадастровым номером 41:03:0000000:1, в состав которого входят 69 обособленных участков, расположенных на островах Беринга, Медный, Арий Камень, Бобровые камни и других более мелких островах, отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов; разрешенное использование – природно-заповедное назначение.
В 2011 году ФГБУ «ФКП Росреестр» по Камчатскому краю рассмотрено заявление ТУ Росимущества в Камчатском крае о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, к которому прилагался межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади вышеуказанного земельного участка.
В соответствии с заключением кадастрового инженера граница земельного участка с кадастровым номером 41:03:0000000:1 определена в соответствии с Решением Алеутского районного Совета народных депутатов от 29.06.1993 № 11.
Согласно установленному местоположению границ земельного участка с кадастровым номером 41:03:0000000:1 северная часть острова Беринга, общей площадью 80 200 га, не вошла в состав территории государственного природного биосферного заповедника «Командорский».
Акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 41:03:0000000:1, подписанный главой Алеутского муниципального района и заместителем руководителя ТУ Росимущества в Камчатском крае, имеется в межевом плане.
Участок заповедника, расположенный в южной части острова Беринга, имеет кадастровый номер 41:03:0010103:64, является обособленным участком и входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 41:03:0000000:1, на который в 2011 году зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Данный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский».
11 июля 2019 года состоялась заседание Думы Алеутского муниципального района, на котором депутатами принято Решение № 148-р «О внесении предложений в проект Положения о национальном парке «Командорский» и карты зонирования о.Беринга и о.Медный», которым предлагается исключить из проекта зонирования национального парка «Командорский» северную часть острова Беринга.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Распространение территории природного парка, в том числе на территорию муниципального образования, с учетом положений статей 12-17 Федерального закона № 33-ФЗ значительно ограничивает предоставленное Федеральным законом № 131-ФЗ право на местное самоуправление.
Кроме того, это вызывает открытое недовольство коренных малочисленных народов – алеутов, для которых с. Никольское является единственным в России местом компактного проживания.
Так, на имя Губернатора Камчатского края по вопросу незаконности включения северных территорий в состав национального парка поступило обращение местной общественной организации коренных малочисленных народов Севера Алеутского района Камчатского края «АНСАРКО» и коллективное обращение жителей Алеутского муниципального района.
По информации Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д. Кобылкина принято решение с учетом позиции Правительства Камчатского края обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой на несколько лет отсрочить преобразование государственного природного биосферного заповедника «Командорский» в национальный парк, уточнить границы заповедника и внести изменения в федеральное законодательство.