Доклад «Меры поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Камчатском крае, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае»
Доклад
«Меры поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Камчатском крае, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае»
Одним из главных инструментов реализации национальной политики в Камчатском крае в сфере коренных малочисленных народов является подпрограмма «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае», реализуемая в рамках государственной программы Камчатского края «Реализация государственной национальной политики и укрепление гражданского единства в Камчатском крае на 2014-2018 годы».
Программа комплексно решает вопросы, связанных с обеспечением устойчивого развития традиционной хозяйственной деятельности коренных народов и их общин, развитием социальной сферы, в первую очередь, образования, культуры и медицинского обслуживания, улучшением качества жизни коренных народов на территории полуострова.
Основные цели и задачи подпрограммы:
- сохраняем и развиваем ТХД, используя всевозможные механизмы, в том числе учим жить коренные народы в условиях рынка ;
- предоставляем дополнительные меры социальной поддержки, делая упор на укрепления здоровья КМНС в условиях сурового климаты и борьбы с социально значимыми заболеваниями;
- предоставляем дополнительные меры поддержки для получения среднего профессионального и высшего образования, учим основам предпринимательской деятельности;
- и, конечно, сохраняем культурное наследиекоренных жителей Камчатки.
Ответственным исполнителем и координатором Подпрограммы является Министерство территориального развития Камчатского края, исполняем же мы программные мероприятия сильной командой, в составе которой 10 (десять) исполнительных органов государственной власти Камчатского края.
Министерство образования и науки Камчатского края;
Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края;
Агентство по занятости и миграционной политике Камчатского края;
Администрация Корякского округа;
Министерство здравоохранения Камчатского края;
Министерство социального развития и труда Камчатского края;
Министерство культуры Камчатского края;
Министерство строительства Камчатского края;
Министерство экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края;
Аппарат Губернатора и Правительства Камчатского края.
Так, в 2015 году, на реализацию Подпрограммы было предусмотрено 79 млн. 305,0 тыс. рублей, из них за счет средств:
федерального бюджета – 18 млн. 468,00 тыс. рублей;
краевого бюджета – 58 млн. 870,15 тыс. рублей;
местных бюджетов – 1 млн. 610,12 тыс. рублей;
внебюджетных источников – 356,72 тыс. рублей.
По итогам 2015 года финансирование по Подпрограмме, составило – 79 млн. 038,20 тыс. рублей, из них за счет средств:
федерального бюджета – 18 млн. 207,22 тыс. рублей;
краевого бюджета – 58 млн. 681,73 тыс. рублей;
местных бюджетов – 1 млн. 792,0 тыс. рублей.
внебюджетных источников – 357,19 тыс. рублей.
Освоение средств составило 100% от годовых назначений
4 основные направления подпрограммы включают в себя 25 мероприятий, целесообразность реализации которых на территории Камчатки проверена временем
Но особо хотел бы остановиться на следующих:
- предоставление санаторно-курортного лечения оленеводам и работникам, непосредственно занятым работой в оленеводческих звеньях, находящихся в тяжелейших условиях тундры
(в 2015 отправили в санаторий 8 человек);
- зубопротезирование представителей коренных народов
(в 2015 году оказана услуга 144 гражданам);
- оказание наркологической помощи представителям КМНС (мы все понимаем насколько важно для коренных такого рода помощь)
(в 2015 году услуга оказана 148 гражданам).
- в 2015 году произведено оснащение оборудованием кабинетов стоматологии Олюторской и Пенжинской районных больниц… самые северные наши районы.
В этой связи должен сказать о реализуемом в Камчатском крае с 2008 года проекта Правительства Камчатского края по предоставлению государственных услуг и государственных функций в населенных пунктах Камчатского края, относящихся к труднодоступным и отдаленным методом "выездных бригад" с участием исполнительных органов государственной власти Камчатского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Камчатском крае и иных организаций.
В 2015 году отработали 4 «выездные бригады». Согласно графику выезды осуществлены в полном объеме в труднодоступные и отдаленные населенные пункты Олюторского (население - 4711 человек), Пенжинского (население – 2321 человек), Тигильского (население – 7270 человек), Карагинского (население – 4052 человек), Соболевского (население – 2619 человек) районов Камчатского края.
В состав «выездных бригад» входили специалисты:
- Министерства территориального развития Камчатского края;
- Краевых учреждений здравоохранения;
- Министерства образования и науки Камчатского края;
- Министерства социального развития и труда Камчатского края;
- Агентства по информатизации и связи Камчатского края;
- Гостехнадзора по Камчатскому краю;
- Государственной жилищной инспекции Камчатского края;
Состав «выездных бригад» позволяет предоставлять широкий спектр услуг:
- медицинское обслуживание узкими специалистами (бригады оснащены новейшим оборудованием, позволяющим предоставить услуги в условиях тундры, переносной флюрограф, УЗИ-аппарат);
- оказание бесплатной юридической помощи;
- проведение психолого-медико-педагогических обследований детей;
- получение разрешительных документов на добычу охотничьих ресурсов и оформление охотничьих билетов;
- проведение государственного технического осмотра самоходных машин,
- оформление удостоверений тракториста-машиниста;
- предоставление услуг в области информационных технологий;
- услуги фотографа для оформления паспортов, удостоверений, т.д.
В 2015 году мы потратили на «выездные бригады» средства краевого бюджета порядка 15 млн. рублей.
В рамках укрепления материально-технической базы традиционных отраслей хозяйствования
осуществляется оказание государственной поддержки в виде субсидий некоммерческим организациям – общинам КМНС на приобретение и доставку:
средств для лова рыбы и комплектующих к ним;
средств повышенной проходимости;
инвентаря; спецодежды;
оборудования, в том числе компьютерной техники;
мини-электростанций; электро- и дизель-генераторов
Указанное мероприятие призвано поднимать экономический уровень общин, которые осуществляют функции по добыче и переработке в качественную продукцию традиционного природопользования в рыболовстве, оленеводстве, животноводстве, собирательстве, охоте, а также в морском зверобойном промысле,
Это также позволяет частично решать вопрос занятости граждан из числа коренных народов, а так же мотивировать их стремление к саморазвитию и самообеспечению.
По итогам 2015 года финансовая помощь оказана 59 общинам КМНС на общую сумму 13,9 млн. рублей.
Министерством территориального развития Камчатского края с 2014 года ведется работа по реализации мероприятия, направленного на создание экономической инфраструктуры традиционного хозяйствования КМНС (создание цехов по глубокой переработке продукции традиционной хозяйственной деятельности с учетом развития системы заготовки, хранения, переработки, транспортировки и сбыта продукции), но ввиду сложной экономической ситуации и дефицита финансовых средств данное мероприятие остается без бюджетного финансирования и не реализуется, при этом подготовлена нормативная база для его реализации.
Реализация данного мероприятия позволила бы перенести акценты с покровительства и опеки к повышению ответственности самих общин коренных народов в стремлении к саморазвитию и самообеспечению, посредством внедрения инновационных технологий, современной техники и оборудования. В целях поиска источника финансирования данного мероприятия мною озвучен данный проект в ходе встреч с сотрудниками Федерального Агентства по делам национальностей. Идея реализации проекта поддержана и надеемся в дальнейшем на выделение средств федерального бюджета на данные цели с учетом необходимого софинансирования за счет средств краевого бюджета.
Сохранение и популяризация традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера – одно из приоритетных направлений культурной политики Камчатского края. Творческой деятельностью в Камчатском крае занимается 57 национальных коллективов и семейных ансамблей, прикладным творчеством - 149 мастеров. На территории Корякского округа - 18 коллективов и 90 мастеров.
В этой связи:
- проводятся экспедиции по сбору фольклорного и этнографического материала и издаются этнографические материалы на различных носителях;
- проводятся традиционные национальные праздники коренных народов Севера, закрепленные законодательством Камчатского края как региональные праздники;
- издаётся полиграфическая, видео продукция, освещающая культурную деятельность малочисленных народов Севера. Примером служит реализация медиа-проекта «Люди Севера» о значимых и известных представителей коренных народов Камчатки.
- Представители Камчатки участвуют в региональных и межрегиональных фестивалях, выставках-ярмарках, смотрах, конкурсах в области сохранения культуры коренных народов;
- оказывается финансовая поддержка органам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в целях поддержки национальных и фольклорных ансамблей Камчатского края
- строительство этнокультурного центра в с. Тигиль Тигильского муниципального района (Этнографический центр-музей под открытым небом "Тигильский острог")
- приобретаем для краевых учреждений культуры работ мастеров традиционных промыслов и ремесел коренных народов, составляющих художественную ценность;
- оказываем серьезную поддержку такому традиционному виду деятельности коренных народов, как собаководство через проведение камчатской традиционной гонки на собачьих упряжках "Берингия", Карагинской районной гонки «Маклал’у»;
Начиная с 2016 года мы начали реализацию нового важного мероприятия, связанного напрямую с сохранением и развитием традиционных художественных промыслов, ремесел, включая изготовление сувенирной продукции – грантовая поддержка мастеров НХП. В местных СМИ было объявлено о проведении конкурса.
По итогам заявочной компании подано 13 заявок на реализацию проектов в сфере народных художественных промыслов. В настоящее время в отношении заявителей осуществляется проверка достоверности поданных сведений, по окончании которой будут проведены заседания специально образованной конкурсной комиссии, на которых будут определены победители конкурса.
Край заинтересован в подготовке квалифицированных кадров из числа коренных народов и всячески способствует повышению доступа к образовательным услугам с учетом их этнокультурных особенностей.
Поэтому осуществляются мероприятия по
- оснащению профессиональных образовательных организаций современным оборудованием и расходными материалами для подготовки кадров по профессиям и специальностям, связанным с традиционными видами хозяйственной деятельности КМНС;
- частичному возмещение затрат по оплате за обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования представителей КМНС (очная и заочная форма обучения). Возмещение затрат по оплате проезда к месту учебы при поступлении в образовательные учреждения представителей КМНС
(в 2015 году компенсацию получили 35 студентов и абитуриентов);
- возмещению затрат по оплате проезда к месту обучения и обратно учащихся-представителей КМНС КГПОБУ "Паланский колледж" и филиала ГБОУ СПО "Камчатский медицинский колледж" в п.г.т. Палана
(в 2015 году возмещение произведено 37 учащимся.);
- организация стажировки молодых специалистов в организациях, территориально расположенных в Корякском округе, после завершения обучения в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования.
Возвращение выпускников домой в родные села является важным моментом в обеспечении квалифицированными кадрами
Не смотря на меры поддержки, оказываемые коренным народам в рамках подпрограммы, существует ряд факторов, не позволяющих их реализовать с максимальной эффективностью, большая часть из которых связана с несовершенством нормативной правовой базы.
- Одним из сдерживающих факторов является оценка результативности предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Камчатского края на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов. Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 № 217 утвержден исчерпывающий перечень показателей результативности.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р вся территория Камчатского края отнесена к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС.
Таким образом, значения показателей результативности являются показателями в целом по Камчатскому краю. Совершенно очевидно, что выделяемые средства не могут в значительной мере повлиять на положительную динамику значений показателей. В целях решения сложившейся ситуации во втором квартале 2015 года Законодательным собранием Камчатского края на праве законодательной инициативы направлены предложения в Государственную думу Российской Федерации о внесении изменений в вышеуказанное распоряжение в части исключения части территорий из перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. К сожалению, до настоящего времени решение не принято.
- Следующим сдерживающим фактором является правовые пробелы Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
- возможность создания одними и теми же физическими лицами нескольких общин в целях получения увеличенного объема льгот, в том числе прав добычи (вылова) водных биологических ресурсов, при отсутствии фактического осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС вышеуказанными общинами.
Проведенный Министерством территориального развития Камчатского края анализ хозяйственной деятельности зарегистрированных на территории Камчатского края общин КМНС, основанный на данных, представленных органами местного самоуправления, указывает, что из 291 общины, зарегистрированной в органах юстиции по состоянию на конец декабря 2014 года, две трети общин фактически не осуществляют ведение традиционного образа жизни, самобытной социальной организации проживания, сохранения, популяризации самобытной культуры, обычаев и верований. Данные общины созданы лишь в исключительных целях – получения лимитов на вылов водных биологических ресурсов с целью их дальнейшей продажи и обогащения. Подтверждением вышесказанного являются многочисленные факты создания одними и теми же физическими лицами нескольких общин. Кроме того, имеются многочисленные факты не соблюдения общинами требований по предоставлению отчетности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
- право общин (по решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов) на принятие в члены общины лиц, не относящиеся к малочисленным народам, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов.
На основании данных, представленных Управлением министерства юстиции по Камчатскому краю, имеют место многочисленные факты членства в общинах лиц, не относящихся к малочисленным народам, и фактически не осуществляющим традиционное хозяйствование.
Целью Федерального закона № 104-ФЗ и Федерального закона № 82-ФЗ является защита прав и интересов именно представителей коренных малочисленных народов, в связи с чем, по нашему мнению, считаем целесообразным полностью исключение нормы, позволяющей любым иным лицам, не относящимся к представителям КМНС становиться членами общин КМНС и, как следствие, пользоваться льготами, предусмотренными для представителей КМНС.
- Одним из важных вопросов, не урегулированных в настоящее время нормативными правовыми актами в сфере коренных малочисленных народов, является вопрос отнесения граждан к представителям КМНС. В связи с чем, считаем крайне необходимым внесение изменений в Федеральный закон № 82-ФЗ в части установления норм, регулирующих данный вопрос.
В настоящее время подтверждением отнесения гражданина к представителям коренных народов является судебное решение. Зачастую судебное решение основывается на архивных документах, представленных в подтверждение истцом, записях о гражданстве (при наличии паспортов старого образца), свидетельств о рождении, данных о родителях. При этом суду невозможно достоверно определить факт ведения традиционной хозяйственной деятельности и осуществление традиционного хозяйствования. А именно защита прав и интересов коренных малочисленных народов, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами малочисленных народов являются целями национальной политики в Российской Федерации и в отдельности в Камчатском крае в сфере коренных малочисленных народов.
В рамках реализации подпрограммы Министерство принимает ограничительные меры по недопущению получения недобросовестными общинами мер поддержки, предусмотренных подпрограммой, так Министерством разработаны Методические указания по разработке порядков предоставления субсидий из бюджета муниципального образования в Камчатском крае некоммерческим организациям - общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае, утверждаемых муниципальными правовыми актами, однако, без внесения изменений в федеральные нормативные правовые акты, меры, принимаемые Министерством, оказываются малоэффективными.
СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!!!