Актуальные вопросы

Ответы на часто задаваемые вопросы, с которыми граждане обращаются в

Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края

 

Вопрос: Могут ли граждане участвовать в проведении экспертизы краевых проектов на предмет соответствия их требованиям безопасности и экологии?

Ответ: Вопросы проведения государственной экологической экспертизы подробно регламентированы Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и соответствующими подзаконными нормативными правовыми актами, в которых определены объекты государственной экологической экспертизы, а также полномочия в области экологической экспертизы Президента Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы определены статьей 19 Федерального закона № 174-ФЗ.

Таким образом, в соответствии с законодательством все заинтересованные лица могут участвовать в государственной экологической экспертизе на всех стадиях ее проведения, в том числе путем проведения общественной экологической экспертизы.

Вопрос: О взимании платы за посещение лесов и особо охраняемых природных территорий?

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах на всей территории страны.

В силу норм статьи 41 Лесного кодекса, рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

В настоящее время в Камчатском крае разработан проект постановления Правительства Камчатского края «Об утверждении размеров платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах Камчатского края».

Проект постановления разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также Правилами определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2020 № 1039.

Разработка Проекта постановления обусловлена необходимостью получения дополнительного источника финансирования проведения  компенсационных мероприятий, направленных на минимизацию антропогенного воздействия на уникальные природные объекты и комплексы особо охраняемых природных территорий регионального значения Камчатского края (далее – ООПТ) путем создания, содержания и обеспечения функционирования природоохранной и туристско-рекреационной инфраструктуры ООПТ, реализации мероприятий по охране редких видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Камчатского края и Красную книгу Российской Федерации, сохранению среды их обитания, а также по проведению научных исследований, выполнению работ по государственному экологическому мониторингу (государственному мониторингу окружающей среды).

В соответствии с Проектом постановления от взимания платы за посещение ООПТ будут освобождены жители Камчатского края.

Вопрос: Как себя вести при встрече с медведем и куда обращаться в случае опасности?

Ответ: Общие рекомендации касаются предотвращения конфликтных ситуаций «человек-медведь» и размещены на официальном сайте на странице Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края https://www.kamgov.ru/minprir/regulirovanie-cislennosti-dikih-zivotnyh.

В случае появления медведей вблизи населенных пунктов, дачных участков, жилья, необходимо обращаться по телефонам 112, 8415303-11 (ПКГО), 84153161-560 (Елизово). Полный список ЕДДС муниципальных образований приведен также на сайте Министерства. Обращаем внимание, что при каждом муниципальном образовании созданы специальные оперативные группы, в которые включены сотрудники правоохранительных органом, инспекторы госохотнадзора, подготовленные охотники - волонтеры. Медведь подлежит отстрелу только в случае реальной опасности, угрозы жизни и здоровью человека.

Следует помнить, что медведей нельзя прикармливать (подкармливать), и ни в коем случае не отлавливать и не подбирать медвежат, равно как и детенышей и молодняк других диких животных, которые, по мнению обнаруживших их граждан, остались без материнской опеки (в подобных случаях обнаружения молодняка диких животных достаточно проинформировать инспекторов службы госохотнадзора, либо позвонить по указанным выше телефонам оперативных служб)

Вопрос: Как реализуются на территории Камчатского края права охотников на осуществление традиционной охоты?

Ответ: 3 июля 2022 года вступили в силу изменения, внесенные приказом Минприроды России от 10.03.2022 № 174 в Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета.

В Порядке выдачи и аннулирования охотничьего билета (утвержден ранее приказом Минприроды России от 20.01.2011 № 13) появился новый пункт 6.1, согласно которому в заявлении о получении охотничьего билета, заявитель вправе дополнительно указать свою национальность и сведения об осуществлении охоты в качестве основы своего существования. Помимо этого, в конце июня краевым Министерством был принят новый Административный регламент по выдаче и аннулированию охотничьего билета единого федерального образца (с полным текстом регламента можно ознакомиться по ссылке https://minprir.kamgov.ru/gosudarstvennaa-usluga-po-vydace-i-annulirovaniu-ohotnicego-bileta-edinogo-federalnogo-obrazca).

Таким образом, критериями проставления в охотничьем билете отметки являются необходимость подтверждения своей национальности и предоставление сведений об осуществлении охоты в качестве основы своего существования.

Как следует из соответствующих постановлений Конституционного Суда Российской Федерации установленный Законом об охоте порядок традиционной охоты характеризуется особым правовым режимом, в рамках которого, в отличие от иных видов охоты, такая охота выступает для соответствующей категории лиц основой существования и самобытности, и проводится исключительно в местах их традиционного проживания. Данный вид охоты осуществляется свободно в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления и определяемом с учетом лимитов использования объектов животного мира для удовлетворения личных нужд, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По всем вопросам осуществления традиционной охоты, в части сроков охоты, территорий, видов охотничьих ресурсов, можно обращаться непосредственно в профильное структурное подразделение Министерства – управление государственного охотничьего надзора, разрешительной деятельности и государственного охотреестра по адресу: Владивостокская 2/1, каб. 205, телефон 8415-2-42-43-38, адрес электронной почты maskolenkoda@kamgov.ru.

Вопрос: В какие сроки и где можно получить разрешения на добычу охотничьих ресурсов?

Ответ: Информация о разрешенных видах, сроках, способах (указаны на основании Правил охоты /приказ Минприроды России от 24.07.2020 № 477/, Ограничений охоты /постановление Губернатора Камчатского края от 12.04.2013 № 50/, и норм допустимой добычи охотничьих ресурсов /приказ Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 28.01.2022 № 13-П/) размещается и периодически актуализируется на официальном сайте по ссылке https://www.kamgov.ru/minprir/sroki-ohoty.

Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях Камчатского края осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края, а в закрепленных охотничьих угодьях – охотпользователями. При этом стоимость охоты определяется охотпользователем самостоятельно при оформлении предусмотренных федеральным законодательством документов. При получении разрешений непосредственно в Министерстве на территорию общедоступных охотничьих угодий заявитель, в соответствии с административным регламентом, представляет (лично, почтовым отправлением, через отделение МФЦ) заявление, а также документ, подтверждающий уплату им государственной пошлины за выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов в размере 650 руб. На некоторые виды охотничьих ресурсов также установлен налоговый сбор (в рублях за 1 особь): соболь, выдра – по 120, рысь, росомаха – по 450, снежный баран – 600, лось – 1500, бурый медведь – 6000. Не установлен налоговый сбор на массовые виды охотничьих ресурсов – водоплавающая дичь, кулики, куропатки, а также зайцы и другие нелимитируемые виды пушных зверей. Путевка не требуется. Общий срок предоставления государственной услуги составляет один рабочий день при личном представлении заявителем документов в Министерство и пять рабочих дней при направлении документов иными способами.

Вопрос: Куда обращаться при обнаружении в лесу несанкционированной свалки из отходов производства и потребления?

Ответ: Для правильного выбора государственного или муниципального органа, куда следует направить информацию о несанкционированной свалке необходимо знать назначение (категорию) земель. В случае если свалка размещена на землях лесного фонда – в Агентство лесного хозяйства Камчатского края, на землях сельскохозяйственного назначения – в Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, на землях населенных пунктов – в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа или в Управление государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края.

Также информируем о том, что в Камчатском крае разработана интернет - платформа «Камчатка в порядке», которая позволяет рассказать о проблеме или предложить Ваш вариант решения какого-либо вопроса (https://vporyadke41.ru).

Вопрос: Кто такой общественный инспектор по охране окружающей среды, как им стать и какие требования предъявляются к общественным инспекторам?

Ответ: Общественным инспектором по охране окружающей среды может стать любой гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, намеренный оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе. В орган государственного надзора (Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края) подается заявление в произвольной форме о присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды. В заявлении указывается: фамилия, имя и отчество; адрес места жительства; сведения о документе, удостоверяющем личность; номер телефона и адрес электронной почты (при наличии); согласие на обработку персональных данных. К заявлению прилагается: копия документа, удостоверяющего личность; две фотографии размером 3 x 4 см; копия документа об образовании и (или) квалификации. Государственным органом создается комиссия с участием гражданина с целью оценки его знаний в области экологии, необходимых для выполнения функций общественного инспектора по охране окружающей среды. По результатам работы комиссии выдается удостоверение общественному инспектору.

Вопрос: Что такое водопользование? Какие бывают виды водопользования и разрешительных документов для его осуществления?

Ответ: Водопользование представляет собой использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (часть 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).

По способу использования водных объектов водопользование бывает:

- с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

- с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

- без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

В зависимости от целей водные объекты используются: для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины, в лечебных и оздоровительных, рекреационных целей, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, удаления затонувшего имущества, сплава древесины (лесоматериалов), разведки и добычи полезных ископаемых и других.

В зависимости от цели водопользования уполномоченным органом исполнительной власти на основании заявления от заинтересованного лица подготавливается либо договор водопользования, либо решение о предоставлении водного объекта в пользование.

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 Водного кодекса;

2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 статьи 11 Водного кодекса;

3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Согласно существующей норме закона (часть 1 статьи 12 Водного кодекса) по договору водопользования водопользователю за плату предоставляется право пользования водным объектом или его частью. Договор водопользования заключается между исполнительным органом государственной власти либо органом местного самоуправления (одна сторона) и водопользователем (другая сторона).

Договор водопользования заключается по результатам аукциона или без проведения аукциона.

В некоторых случаях осуществляется водопользование без договора, то есть каких-либо разрешений для того, чтобы использовать водный объект, получать не нужно. Так, например, не требуется заключения договора водопользования для использования поверхностных водных объектов для целей морского, внутреннего водного транспорта, для забора (изъятия) водных ресурсов для тушения пожаров.

А для того, чтобы предприятие либо физическое лицо, которое ведет хозяйственную деятельность, могло осуществлять забор воды из водоема, нужно уже заключить договор. Такой договор может быть заключен без аукциона или через проведение аукциона.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 статьи 11 Водного кодекса, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод;

3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 Водного кодекса;

8) удаления затонувшего имущества;

9) сплава древесины (лесоматериалов);

10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства);

12) осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и с акваторией площадью не более 200 гектаров, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем.

Максимальный срок водопользования составляет 20 лет. Низший порог по срокам отсутствует.